В конкурс, проходившем 11 и 12 сентября в Казанской государственной консерватории им. Назиба Жиганова. участвовали 26 композиторов из России, Германии и Израиля.
Музыканты выступали в трёх номинациях: «Орган соло», «Орган+» и «Органная транскрипция». Тимур Халиуллин стал лауреатом в первой номинации и получил специальный приз «За оригинальное воплощение фольклора».
«Пьеса, которую я играл, очень необычная для органного репертуара. Это мои вариации на татарскую народную плясовую тему «Бас кызым Эпипа», – рассказал «БелПрессе» Тимур. – Её мой папа играет на гармошке каждый праздник, так что с детства она для меня особенная, и я взялся сделать вариации для органа».
Жюри возглавили звёзды европейской органной сцены Зигмунд Сатмари (Венгрия) и Лео Кремер (Германия). С ними работали россияне Рубин Абдуллин, Александр Маклыгин (Казань), Данияр Дианов (Москва), Владимир Хомяков (Челябинск).
Конкурс проходил в два тура. На первом участники представляли партитуру ранее не изданного сочинения. Второй тур – концертное исполнение произведений, отобранных для финала.
«Бас кызым Эпипа» – это самая известная татарская танцевальная песня, – уточнил Халиуллин. – Поэтому, когда я заиграл её в Казани на органе, заметил в зале оживление и удивление. Тем более что исполнитель там за кафедрой органа сидит лицом к публике и видит реакцию слушателей. Люди, естественно, с первых звуков узнали эту мелодию. Представляю, какой сильный диссонанс был в их умах, ведь орган – инструмент серьёзный и академичный. Но он, по сути, просто огромная гармошка. И в кульминации я даже пародировал звучание расстроенной гармошки».
По‑татарски «Бас кызым Эпипа» значит «Станцуем, Эпипа (это имя девушки), а не станцуешь, так я и без тебя сам спляшу».
«Теперь мои вариации для органа опубликуют в казанском издательстве», – сообщил музыкант.
Олег Гончаренко