Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 сентября 2018, 13:20
 Оксана Придворева 4232

«Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

До 14 октября в художественном музее выставлены около 80 литографий и ксилографий с картин знаменитых постимпрессионистов

«Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена Фото Вадима Заблоцкого
  • Оксана Придворева
  • Статья

Выставка рассказывает о том, почему совместное творчество двух художников закончилось разрывом отношений и как оно повлияло на их дальнейшую жизнь.

Битва титанов

На дворе конец лета 1888 года. Художник ожидает приезда коллеги, Поля Гогена: они будут работать вместе, и его, Ван Гога, идея о «Мастерской Юга» воплотится в жизнь.

«…вот мой план: жить как монахи или отшельники, позволяя себе единственную страсть – работу и заранее отказавшись от житейского довольства», – писал Винсент Ван Гог брату Тео из Арля, городка на юго-востоке Франции.

Гоген приедет в конце октября, а уже спустя девять недель покинет город, в котором только и будут говорить о помешательстве его товарища по кисти и холсту.

«Два титана постимпрессионизма встречаются и некоторое время проводят в творческом союзе: живут в одном доме, общим хозяйством и интересами, как кажется одному из них. А результатом стал полный разрыв отношений, – рассказывает заведующая отделом развития и выставочной работы художественного музея Алла Селютина. – Удивительным образом роковой эта встреча оказалась для Винсента Ван Гога. Поль Гоген – это планета-гигант, которая лишь пошатнулась, её траектория слегка видоизменилась. В целом же он продолжил своё плавное течение по жизни».

Выставку «Роковая встреча. Ван Гог и Гоген» в Белгород привезла московская компания «Артгит», которая два года назад экспонировала в худмузее литографии Сальвадора Дали. В экспозицию вошли около 80 литографий и ксилографий с картин художников. Эти работы стали визитной карточкой обоих художников: едва ли найдётся тот, кто не узнает звёздную ночь с полотна Ван Гога или таитянок Гогена.

 

Полотна написаны в разное время: до осени 1888 года, во время двухмесячного пребывания Гогена в Арле и много позже. А литографии датируются началом 1950-х годов, и изготовили их в США.

Вместе с картинами в Белгород привезли сертификаты, подтверждающие подлинность изображений, и альбомы-справочники. В них бэкграунд, так необходимый посетителю, чтобы лучше ориентироваться в экспозиции: биографии художников, описания представленных на выставке работ, выдержки из писем Ван Гога и Гогена.

«Посетитель может фактически услышать прямую речь каждого художника: как они готовились к встрече, оправдались ли их ожидания, чем в результате всё это закончилось», – объясняет Алла Селютина.

Закончилось, как известно, трагически для Винсента. В том, почему после ссоры с Гогеном Ван Гог отрезал себе мочку уха, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Зато доподлинно известно, что после пресловутой ссоры художники больше никогда не виделись. Летом 1890-го Ван Гог ушёл из жизни. О его смерти Гогену сообщили спустя полгода.

«Мы с Гогеном обязаны всё предусмотреть»

В музее признаются: зайдя в зал, посетитель увидит не только выставку работ Ван Гога и Гогена, но и выстроенную историю их взаимоотношений – того, что за ними последовало.

И вот лишь некоторые штрихи к ней.

«Автопортрет перед мольбертом» Ван Гог написал незадолго до отъезда из Парижа зимой 1888 года.

«…иногда я просто лопаюсь от злости, глядя на самого себя: мне мало быть ни больным, ни здоровым, как другие. Мой идеал – такая конституция, чтобы дожить до 80 лет и чтобы в жилах текла кровь, настоящая живая кровь», – говорил он в письме своему бессменному адресату, брату Тео.

И тут же сообщал:

«Получил письмо от Гогена. Он пишет, что был болен и пролежал две недели, а сейчас сидит без гроша – пришлось срочно платить долги. Ему так нужно хоть сколько‑нибудь заработать, что он готов опять снизить цены на свои картины. Бедняга Гоген, до чего же ему не везёт!»

 

Свою знаменитую «Вазу с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гог писал как раз в Арле для украшения той самой мастерской, где мечтал работать вместе с художниками-союзниками.

«В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Одни большие подсолнухи – ничего больше… Мы с Гогеном обязаны всё предусмотреть. Мы должны работать, должны иметь крышу над головой, постель – словом, всё необходимое, чтобы выдержать осаду, в которой нас держат неудачи и которая продлится всю нашу жизнь», – делился соображениями Винсент.

Поль Гоген уже в Арле, и дождавшийся его художник сообщал:

«Гоген – удивительный человек: он никогда не выходит из себя, работает напряжённо, но спокойно и, несомненно, дождётся здесь удобного случая, чтобы сразу и значительно шагнуть вперёд».

Тот отзывался о компаньоне иначе. И вот расхожая его цитата:

«Мы с Винсентом редко соглашаемся в чем‑нибудь, особенно когда дело касается живописи. Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо – то есть всеми, кого я не воспринимаю. И, наоборот, презирает Энгра, Рафаэля, Дега – всех тех, кем восхищаюсь я… Ему очень нравятся мои работы, но, пока я пишу, он всегда находит, что я что‑нибудь сделал не так. Он романтик, меня же, скорее, тянет к примитиву. Что до цвета, ему ближе причуды пастозности, как у Монтичелли, а я ненавижу эту мешанину фактуры и т. д.»

 

После Арля

«Кто знает, не будь этой роковой для Ван Гога встречи, мы наверняка бы не досчитались многих произведений искусства», – размышляет Алла Селютина.

А дальше каждый из художников пошёл своей дорогой. И одни из самых известных их картин появились уже после Арля.

«Звёздную ночь» Ван Гог написал в больнице в Сен-Реми в 1889 году:

«… я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды. У нас стоят великолепные знойные дни, и я принялся за новые полотна, так что у меня сейчас в работе 12 холстов».

Самой знаменитой работой Поля Гогена признают полотно 1897 года «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?».

«Картина должна быть вдумчивой, как религиозное заклинание, и одновременно жизнерадостной, как ребёнок», – писал о ней Гоген своему близкому другу, французскому художнику Даниэлю де Монфреду.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×