Белгород стал 28-й точкой на карте Пасхального фестиваля – 2018. В этом году он традиционно включает в себя четыре программы: симфоническую, камерную, звонильную и хоровую. Однако 17-й сезон обещает стать самым продолжительным и масштабным: он продлится 32 дня, музыканты проедут 20 тыс. км. Завершат фестиваль 9 мая в Москве открытым концертом симфонического оркестра Мариинки и пианиста Дениса Мацуева на Поклонной горе и концертом-закрытием в Большом зале консерватории им. Чайковского.
«Фестиваль перерос те рамки, которые когда‑то казались почти невозможными. Пройдёт какое‑то время, я проанализирую [программу этого года] и подумаю, хорошо бы в следующий раз пойти в другом направлении, чтобы охватить регионы, которые мы либо никогда не посещали, либо не посещали давно, – рассказал Гергиев. – Оркестр много выступает по всему миру, достаточно разнообразный репертуар играет, сотни симфоний, иногда весьма трудных, и мы можем показать какую‑то небольшую часть в рамках одного пасхального марафона».
В Белгород музыканты приехали после концертов в Смоленске и Брянске.
«Оркестр играет в разных условиях. Иногда важно забыть вчерашние ощущения и быстро поймать ощущения сегодняшние. Разные залы, они все по‑своему хороши, но и по‑своему вызывают определённые трудности, и надо быстро почувствовать, как играть в том или ином зале», – отметил маэстро.
Валерий Гергиев включил Белгород в фестивальную карту в четвёртый раз. В 2013-м и 2015-м на сцене филармонии он руководил оркестром сам. В 2016-м фестивальный концерт дали музыканты Русско-немецкой музыкальной академии «Ансамбль 2012».
«Курск, Орёл, Тула, Брянск, Калуга, Смоленск как правило входят в наши планы. А если мы хотим дойти до Иркутска, возможности моментально уменьшаются по Центральной России, если мы хотим дойти до Мурманска, то из‑за одного концерта там проходим 3 тыс. км. По пути выступаем в малюсеньком Беломорске. В планах сделать всё, чтобы выступать в этих городках. Очень памятны эти выступления. Я всё время думаю о том, что, если в Беломорске люди слышат огромный оркестр, значит, этот фестиваль кому‑то нужен», – подчеркнул Гергиев.
До самого концерта его программу держали в секрете. Лишь на пресс-подходе он рассказал, что музыканты исполнят произведения Мендельсона, Шостаковича, Дебюсси, Чайковского.
«В этом есть свой сюрприз. Валерий Абисалович решает, что будет звучать на концерте, буквально выходя из поезда, а оркестр всегда настолько готов к работе, что играют они практически с колёс», – отметила директор филармонии Светлана Боруха.
В этот раз первой прозвучала Итальянская симфония Феликса Мендельсона, затем – Второй концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича. Солировал уже знакомый белгородской публике по выступлению с Государственным академическим симфоническим «светлановским» оркестром лауреат международных конкурсов Павел Милюков. Так совпало, что сегодня Милюков отметил день рождения. Второе отделение продолжили прелюдией к «Послеполуденному сну фавна» Клода Дебюсси и симфонией № 1 «Зимние грёзы» Петра Чайковского.
Сегодня вечером симфонический оркестр Мариинского театра выступит в Орле.
Фестиваль проходит при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры РФ, Минобороны России и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Художественный руководитель – народный артист России, худрук и директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
Оксана Придворева