«Семейный портрет» Фёдора Толстого
«Художники писали портреты не только на заказ. Например, известнейший скульптор, медальер, живописец, график Фёдор Толстой изобразил себя и свою семью в собственном доме. Жанр портрета семьи в комнатах развивался и приобретал большую популярность», – рассказала старший научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Любовь Шакирова.
Любопытно, что квартиру графа оборудовали по его собственному дизайн-проекту. Все члены семьи участвовали в изготовлении убранства. Даже мебель в стиле ампир сделали по рисункам Толстого.
«Портрет М. Я. Нарышкиной с сыновьями Львом и Сергеем и дочерью Александрой» Джорджа Доу
Художника пригласили в Петербург из Англии, чтобы он написал портреты для известной галереи героев 1812 года в Зимнем дворце. После этого он стал очень популярен. Все знатные семьи заказывали у него портреты.
«Здесь изображена Нарышкина с детьми. Это было богатейшее семейство. Их дом находился на Дворцовой набережной», – отметила Шакирова.
Изображённая на картине обаятельная девочка Александра через несколько лет станет обворожительной девушкой. Она была знакома с Пушкиным, её красотой восхищался Лермонтов. После смерти первого мужа Александра получила колоссальное состояние. Уехала в Париж, где второй раз вышла замуж. В 38 лет скончалась в больнице для бедных. О её смерти ходит много слухов. Подозревают мужа, который мог свести Александру в могилу, желая завладеть состоянием.
«Пять братьев Бенуа» Михаила Скотти
В семье Бенуа было 18 детей. Семь из них умерли во младенчестве. На картине – пять сыновей, хотя всего их было шесть. Один из братьев – военный – отсутствует, но он прислал письмо, которое читают остальные. Здесь мы видим особенность, характерную для семейных портретов XIX века: на них старались запечатлеть не только живых и присутствующих членов семьи, но даже умерших. Художники использовали для этого разные творческие ходы: об умершем или уехавшем мог напоминать портрет, висящий на стене, медальон или, как в данном случае, письмо.
Семейство Бенуа знаменито своим значительным вкладом в русскую культуру. Второй слева на картине – архитектор Николай Бенуа. Он участвовал в создании храма Христа Спасителя, стал автором многих зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе. Его сын, Александр Бенуа, был известным художником и искусствоведом, написал «Историю русской живописи в XIX веке». Сыновья, Леонтий и Альберт, также стали архитекторами.
Эта картина примечательна ещё и тем, что 25 ноября ей исполнилось 170 лет.
«Весна» Кузьмы Петрова-Водкина
Этот портрет не про семью, а, скорее, про её создание. Художник изобразил юную пару, зарождение отношений, ростки чувств.
«Петров-Водкин – один из основателей Ленинградской школы живописи. Через границу 1917 года он принёс в советское искусство традиции символизма. У него была уникальная философско-художественная система. Художник считал, что любое пространство необходимо изображать как фрагмент Космоса, – объяснила научный сотрудник. – Вот, например, сейчас мы с вами стоим не на горизонтали, а на поверхности огромной сферы. В этой работе он поверхность этой сферы акцентирует, находя ей оправдание в виде вершины холма, которая возносит молодых людей над бескрайним пейзажем. В то же время здесь есть условность. Это не просто холм. Домики совершенно несоразмерны. Он поднимает пару над бытом, над повседневностью. Это своеобразные Адам и Ева, зарождение новой жизни».
Кузьма Петров-Водкин учил видеть прежде всего форму. Например, голова у него – это округлый шар, шея – цилиндр. Поэтому люди на картинах выглядят необычно.
«Семейный раздел» Василия Максимова
Максимов был передвижником. А художники этого объединения стремились отразить в своих работах проблемы семейной жизни. Одну из них мы и видим на этой картине.
«Патриархальный быт рассыпается, разлагается под влиянием прогресса. После реформы 1861 года крестьяне получили возможность выйти из большой патриархальной семьи. Молодые захотели жить своим домом – происходит семейный раздел, в котором участники проявляют себя не лучшим образом. Страсти кипят. В спор уже вступили женщины: делятся веретёна, полотна, домашняя утварь», – отметила Шакирова.
Младшая невестка стоит опечаленная. А жена старшего брата злобно смотрит на неё, восседая на стуле. В этой картине мы видим противопоставление скромности и жадности.
«Сёстры» Андрея Мыльникова
Эта картина одна из самых значимых в творчестве художника. Полотно, показывающее красоту простых человеческих отношений, написано в экспрессивной манере в 1967 году. Старшая сестра уверенно держит своего ребёнка, на её лице – счастье, попытка осознать произошедшее чудо. Средняя сестра смотрит на неё с радостью и в то же время с небольшой печалью. А во взоре младшей читается старание понять недоступное пока ей чудо материнства.
Если присмотреться к этой картине, то мы увидим, что девушки полны жизни и пышут здоровьем. Мыльников воспевает человека труда. Он показывает, что труд и семья – это основополагающие начала жизни.
«Семейный портрет» Аркадия Петрова
В XX веке семьи продолжали заказывать свои образы для услады собственного взора и потомков, но уже начали обращаться к фотографам.
«Традиция семейной фотографии подхватила эстафету семейного портрета. И эта картина Аркадия Петрова спровоцирована как раз семейной фотографией. Это примитивистская работа 1980-х годов играет с ситуацией, когда пара нарядилась и пришла в фотоателье. Художник относится к этому иронически, образы получаются очень забавными, в них масса подробностей», – подчеркнула Любовь Шакирова.