О школе будущего – взрослым
«Как мы умудряемся преподавать все предметы, если дети через две недели говорят: «Скучно, я не хочу в школу». Я хочу, чтобы школа была продолжением детства, театром, радостью. Познание должно быть радостным. Если удастся выстроить в Белгороде такую школу, вы через несколько лет прочувствуете разницу. Не бойтесь, они сдадут все ЕГЭ. Дело не в этом. Они будут куда выше всех ЕГЭ, потому что они – личности, потому что у них есть чувство юмора, лёгкости. Это самое главное. Потому любой народ, любая страна выживает, если смеётся в том числе над собой.
Из всех детей Белгорода, у которых есть репетиторы по математике, математиками станут только 3 %. Ещё столько же – программистами. А остальные будут, так или иначе, гуманитариями. Нужно вернуть русский язык, невероятно богатый и могучий, чувство юмора и чувство гордости не столько за страну, сколько за свою культуру – великую музыку, великую поэзию через Пушкина, Лермонтова до Пастернака, Ахматовой и Цветаевой. Вот это нужно внушать ребёнку с детства».
О Чехове, Гоголе и «Мёртвых душах» на уроках литературы
«Чехов – родоначальник театра абсурда. От него пошло всё. А Гоголь – родоначальник литературы XX века. Потому что майор Ковалёв просыпается, а у него вместо носа – гладкое место. И начинается эксперимент над психикой. Потом, через поколение, Грегор Замза у Кафки проснётся сороконожкой, а не человеком. Вот так продолжается гоголевская тема.
Школы должны быть другими. Николай Васильевич Гоголь не печатал первый том «Мёртвых душ» сразу. Он ездил лично, читал и смотрел, как все падают под столы от смеха. В наших школах «Мёртвые души» были обязательными на протяжении многих лет. Много ли учеников падали под столы? И более того, никогда потом не читали, потому что в школе прошли».
О русском языке и Татьяне Лариной
Когда все писали в сочинениях «Татьяна, русская душою…», то писали неправильно. Потому что у Пушкина этого нет. У него есть:
«Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму»
Есть ли разница между лозунгом «Татьяна, русская душою» и Татьяной, которая сама не знает, почему она русская?
Язык – это первый показатель русскости. Вот об этом Пушкин и пишет, он посмеивается над Татьяной. Танечку он очень любит: она верила преданиям старины, гадала, но по‑русски она почти не говорила, только с няней чуть-чуть на простом русском. Остальное – на французском. Даже письмо Онегину – перевод с английского на французский для русских».
О культуре
«В Федеральном Собрании в Москве и на встрече с правительством Белгородской области я сказал очень важные слова: «Культура должна быть под № 1, а не под № 2. Тогда часть людей не станет преступниками, а значит, можно сократить расходы на борьбу с преступностью. Другие будут здоровее, потому что человек, слушающий Моцарта, сражается даже с канцерогенными клетками. Онкология ненавидит Моцарта».
О Бахе, Пугачёвой и Логосе
«Музыка Баха решает проблемы отцов и детей. Представьте себе маму и дочку. Мама плачет, когда слышит Аллу Пугачёву, а дочка ничего не понимает: «Что она там в этой Пугачёвой услышала? Вот Леди Гага – это да». Вот она, проблема отцов и детей. А если мама и дочка слушают Баха? Скажите, какое это время, Пугачёвой или Леди Гаги? Ведь здесь же великие знания, грандиозные тайны.
Бах даёт нам логос, Бога, структуру, золотое сечение, ось симметрии. «В начале был Логос», – стоит в Библии. Мы перевели «Слово» и потеряли в результате смысл. А если всё‑таки так: в начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Богом. Все ответы на все вопросы! Логосу противостоит Хаос. И Бах пишет свой самый знаменитый аккорд, в котором нет терции. Терция – это тепло, скорбь, радость. Нет терции, поэтому это – Хаос, вспышка Сверхновой, грандиозная катастрофа. И вдруг Логос побеждает хаос, а жизнь – смерть. Вот оно! Терция! Что, у этой музыки есть Алла Пугачева или Леди Гага? Да ничего там нет. В этой музыке есть человеческая, планетарная цивилизация
Бах стал символом мировой цивилизации. Хотите у него услышать русскую музыку? Пожалуйста, вы своим ушам не поверите.
А хотите узнать, от чего писал всю жизнь музыку Таривердиев и что его вдохновляло?
И если я задам вопрос, кто главный герой фильма Тарковского «Солярис», одного из оснований гордиться Россией, то это – хоральная прелюдия Баха «Я взываю к тебе, Боже».
О генетической памяти
«Я однажды занимался бетховеновскими квартетами и решил поближе познакомиться с предками всех графов Разумовских (русский посланник в Вене, граф Андрей Разумовский заказал Людвигу ван Бетховену струнные квартеты, которые получили название «русских» – прим. ред.).
Предок всех Разумовских – казак Григорий, получивший дворянство. По его генеалогической ветви я добрался до Козьмы Пруткова, Алексея Константиновича Толстого, братьев Жемчужниковых. И вдруг страшная мысль: а если бы Григорий Разумовский погиб бы в ГУЛАГе? Знаете, скольких фамилий гениев мы бы не досчитались? 300! Понимаете теперь, что такое миллионы? Насколько это не мелочи, не ошибки, а колоссальная катастрофа. Почему я хочу сейчас строить школы там, где это возможно, где поймут? У нас есть генетическая память. Если бы была моя воля, я открыл бы школы по всей России, и за одно поколение мы бы защитились от этой генетической дыры, пропасти, куда попали в результате исторических событий».
О Белгороде
«Ваш город выглядит как удивительное, фантастическое пятно на карте России. Я удивился многим вещам. Был в парке и видел уникальный дуб. Был в художественном музее, где живопись советских и постсоветских времён, и удивился – сколько великолепных картин! Несмотря на идеологию, художники впитали традиции прошлого, владели светом, цветом, колоритом.
Эта филармония уникальна, и я не знаю, много ли в мире таких. Белгород – город, в котором культура потихонечку выходит на первое место. Если так будет продолжаться, то он станет уникальным».