Далёкая и близкая
Речь об истории Белгородской земли. Далёкая она для современного поколения её жителей, но становящаяся им близкой, стоит только внимательно всмотреться в монохромные плёночные снимки Николая Божкова. Ретроспектива творчества фотографа восстанавливает эту историю через героев, через фрагменты их жизни, точно подмеченные в видоискатель и вовремя запечатлённые на плёнку, через окружающие их пейзажи, архитектуру, вещный, предельно бытийный мир. И делает её личной. Видимо, поэтому мы, глядя на них, и ощущаем вкус времени.
«За каждым снимком маленькая история. Это снимки-воспоминания. На первом месте не ракурс, не уникальный момент, а звуки, запахи, эмоции», – делится мыслями Анна Стрижко, дочь Николая.
Фотографий более восьмидесяти. Да ещё представительный сектор племянника. Но атмосфера выставки камерная, созданная с расчётом попадать в каждого.
«Он угощает вкусным чаем», «его неправильные пчёлы несут невероятно вкусный мёд»… – детали портрета старшего Божкова, известного белгородского пасечника и фотографа, набрасывают близкие, друзья, коллеги. Небольшой зал РФК, казалось, еле вмещал всех тех, кто поспешил его поздравить. Кто-то из них изображён на фото или был свидетелем этих заключённых в картинки историй. Они вглядывались в кадры, что-то узнавали, с их лиц не сходила улыбка, правда, с налётом грусти. Грусти по навсегда ушедшим временам.
Когда-то белгородская легенда фотографии Виталий Собровин, друг и учитель экспонента, увидел «Косогор» и сказал: «Ничего яркого, ничего броского. А смотреть приятно». И действительно, все снимки Божкова простые и понятные. Настоящие. Видимо, оттого, что всякий раз ему удаётся проникать в суть вещей и преподносить её нам в незатейливой форме.
«На этой выставке – сама жизнь. Во всех её проявлениях. Весёлая и грустная», – раскрывает незамысловатый, но такой труднодостижимый секрет творчества Николая Ивановича белгородский мастер светописи Владимир Юрченко.
Изгибы дорог и ленты тропинок, которых было тысячи («Переулок тупиковый», «Просёлок», «Грунтовка»). И чернеющие фигуры путников на них. Романтика походной жизни и её непременный герой – гитара («Ля-минор»). И «Поляна», отсылающая к русским сказкам про Алёнушку. И деревенский «Стол», щедро уставленный бесхитростной снедью. Портрет матери. И «Руки» – такие морщинистые, натруженные, родные, русские. И дети – босые, с разбитыми коленками и такие счастливые, какими только в детстве возможно быть («Босоногое детство»). Мальчишка в колготёнках обнимает Рябу, которая притихла в его маленьких ручонках («С птицей»). А вот сорванцы сидят на кучах только что выкопанной картошки и с блестящими глазами уплетают арбузы («Страда»). А вот с восторгом они бегут в реку и поднимают тучи искрящихся на солнце брызг («Вода»). И нет уже этих пляжных грибочков. Исчез и детский городок парка Победы. Его круговые качели, красивая женщина в ситцевом платье и два развесёлых бутуза вокруг неё остались лишь на плёнке.
Между днём сегодняшним и минувшим
Именно такое положение у петербуржца Юрия Божкова. Он обратился к фотографии под влиянием дяди. Подолгу в детстве рассматривал фотослайды, привезённые Николаем Ивановичем из Алжира. И всё больше поддавался их очарованию.
«Тогда, в конце 1980-х, когда ещё не было ни «ютюба», ни «гугла», это было сродни восточным сказкам о неведомых людях и местах», – вспоминает Юрий.
Для Божкова-младшего важно сохранить преемственность поколений. Он пытается повторять дядины сюжеты. Сознательно привносит в свои фотографии элемент старомодности. И проявляет сам, и печатает.
«Какие-то картинки у меня с дядей похожи до степени смешения, несмотря на дистанцию между ними в 30 лет, – считает молодой фотохудожник и указывает на крымские фото («Вид на Джан-Куторан») и портреты своей матери («За работой») и тёти («Тётя Тая»), снятые на плёночную Yaschica.
Однако это не означает, что он нетерпим к «цифре», к цифровой обработке. Её тоже активно использует, а иногда, пожалуй, и перебарщивает с нею. От свадебной и фэшн-съёмки до фотографического минимализма – творчество племянника Божкова разножанрово и разностильно. Он находится в поиске. Что ж, на эксперименты имеет право.
Безусловно, выставочные произведения фотохудожника – снимки с минималистическими композициями. Это то, что Юрий делает для себя и называет техноромантикой или технолирикой. В чём суть? Прекрасное, волнующее он обнаруживает в сочетании мотивов природных и цивилизационных. Созерцает, как в то, что сотворила природа, вторгается человек, к чему это приводит – «как она неустанно и методично поглощает гениальные, а иногда и откровенно ужасные творения человеческих разума и рук», «как техника оживает и становится частью биосферы». Его размышления выливаются в серии фотографий, созданных с помощью китайской среднеформатной Holga. Оценивая их, мы задумываемся над теми же проблемами.
Всех заинтересованных в фотографии и его творчестве Николай Божков приглашает 22 февраля в 14 часов в Белгородский филиал РФК.