Впервые фестиваль памяти заслуженного художника России, знаменитого белгородского графика провели в 2011-м – в год 70-летия Станислава Косенкова. В этом году из поданных рекордных 1 000 работ выставком отобрал 500.
По словам председателя жюри Владимира Дайбова, единственным критерием при отборе и оценке работ было их качество.
«Когда художник начинает себя привязывать к какой‑то теме, получаются работы заведомо плохие, неискренние, не те, которые человека взволнуют. Я сторонник того, чтобы художники подавали на конкурс то, что на душу ложится, что они считают лучшими своими произведениями», – рассказал он.
В итоге на выставке представлены работы более 200 живописцев, графиков, скульпторов, иконописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства из Белгорода, Орла, Воронежа, Брянска, Липецка, Тамбова, Москвы, Крыма, украинских Киева и Сум.
Лауреатов фестиваля определили в двух категориях: среди белгородских художников и гостей. Дипломами III степени отметили Владимира Нестеркова за картину «Помилуй мя», Ивана Чернышёва за работу «Родина» и орловчанина Валерия Михеева («Девочка на кубе», скульптура). Лауреатами II степени признали Дину Безбородых с картиной «Весна. Нотные тетради», Марию Браковенко (триптих «Славянское дерево»), курянина Юрия Глюдзу («Ваятели», живопись) и воронежца Михаила Гончарова («Разговор», гобелен). Лауреатами I степени стали Ольга Попова («Из чрева Большого взрыва», гобелен) и Анатолий Костяников («Икар», живопись).
Лауреаты выставки – о Станиславе Косенкове и работах-победительницах
Член Союза художников России Ольга Попова:
«Станислав Степанович для меня важный в жизни человек. Когда вступаешь в Союз художников, нужно рекомендации от его действующих членов. Косенков был для меня величиной outstanding, которая вырывается над всем миром белгородского искусства. Вступая в союз, решила, что обращусь за рекомендациями к тем, кто разбирается в тонкостях моей техники. Про себя сказала: «Если Станислав Степанович не даст мне рекомендацию, вообще не буду вступать». Мне было важно получить от него рекомендацию, для меня этим обозначалось его доверие и вера в меня как художника. К сожалению, это время совпало с годом его ухода.
Гобелен «Из чрева Большого взрыва» я впервые показала в Смоленске на выставке, посвящённой 55-летию первого полёта человека в космос. Затем – на уральской триеннале декоративного искусства в Екатеринбурге. После этого он вернулся в Белгород и экспонировался в музее-мастерской Косенкова. Оттуда он переехал на конкурс».
Заслуженный художник России Анатолий Костяников:
«Картину я написал в 1992 году. Она делала своё дело, участвовала в каких‑то выставках, потом отстаивалась у меня в мастерской. В прошлом году я достал этот холст, долго размышлял над ним и решил его продлить и, может быть, углубить. У Икара не было лица, кистей рук, выхода ног. Картина была в большей степени ассоциативная, а в этом году написал фигуративный ряд. Она не случайно ждала столько лет, чтобы, вернувшись, я её завершил.
С Косенковым мы по большому счёту не были знакомы. Но с его творчеством я знаком прекрасно. Это удивительный человек, большой талант европейского масштаба со своим ярким почерком, характером. Выдающийся художник. Никаких преувеличений нет. Я не случайно выставил «Икара»: Косенков сгорел, как Икар, идя к своей высокой мечте».
В худмузее и «Родине» выставку завершат 12 октября.
Оксана Придворева