Чтобы написать книгу, нужно быть не только человеком одарённым. Ещё трудоголиком, дисциплинированным и немного сумасшедшим. Кажется, Лев Толстой говорил, что вдохновения не существует, зато каждый день он поднимался в пять утра и работал до полудня, невзирая на усталость или отсутствие мыслей: только в таком жёстком режиме появляется шанс поймать ту самую божественную волну.
В какой‑то момент творческий человек жаждет поделиться своими плодами с другими людьми. Художнику нужны выставки, музыканту – концерты, писателю – публикации. Написать книгу – это полбеды, отдельным квестом становится её издание. Творец оказывается в ситуации, когда ему недостаточно быть просто гением – нужно продвигать идеи, быть одновременно маркетологом, рекламщиком и бизнесменом.
Для умасливания собственного эго есть блоги, паблики в соцсетях и другие интернет-площадки, где можно размещать произведения и получать обратную связь от мира. В одном случае на несколько тысяч это выводит на широкую дорогу – как Веру Полозкову, которая начинала с публикаций в «Живом журнале»; сегодня она признанный поэт.
Выпустить же книгу можно двумя способами. Первый – за свой счёт, оплатив услуги редактора, корректора, иллюстратора, верстальщика и типографии. Некоторые авторы успешно используют краудфандинг для сбора средств.
Второй путь – понравиться издательству. Контракт автора с большинством издательств в России предусматривает лишь 10 % авторских отчислений с оптовой цены – остальное пополам делят издательство (становясь заодно и обладателем авторских прав) и магазин-продавец.
В 2015 году появился сервис Ridero, который предложил писателям и поэтам альтернативу. Сохраняя право на произведение за автором, он даёт возможность бесплатно создать книгу с внесением во все необходимые реестры и присвоением ISBN, ISMN и других нужных для реализации номеров. Сервис размещает книгу в интернет-магазинах, и автору остаётся самому решать, будет ли он печатать книгу. Все эти услуги можно получить бесплатно, самостоятельно разобравшись в технических процессах сервиса. Автор получает не 10, а уже 50 % от продаж.
Книгоиздательство – серьёзный бизнес с проверенными и отлаженными механизмами, но в нём всегда есть место чуду. Невозможно ни предугадать, ни объяснить, почему именно Гарри Поттер стал популярнейшим волшебным мальчиком среди сотен других таких же. Поэтому всегда нужно оставлять чуду шанс случиться с тобой.
Александр Савицких, поэт, организатор литературного слема, автор двух сборников:
«Для начала нужно определиться, зачем тебе книга. Сегодня не проблема выпустить красивый самиздат – были бы деньги. Однако если мыслишь себя как писатель, планируешь её продавать, то этого будет недостаточно.
Самый чудесный и наименее вероятный план – отправить синопсис произведения в издательство, где он очень понравится и рукопись выпустят «за счёт заведения». Для этого нужно прежде всего изучить линейку жанров, которыми занимается издательство (фэнтези, история и т. д.), и, соответственно, попасть в неё. Удача улыбается редко – лично я не знаю людей, у которых бы так получилось. Да и это, на мой взгляд, не лучший способ, потому что права на произведение переходят издательству, а автор получает ничтожно маленькие доходы с продажи тиража.
Хороший вариант – выиграть серьёзную литературную премию. Конкурсов довольно много даже в нашей области, просто нужно тщательно выбирать. По итогам твою книгу могут напечатать за счёт фонда. Есть другая проблема: что с ней делать потом, как реализовывать? Попасть в сетевые книжные магазины можно только через издательства. В частных маленьких можно попробовать договориться. В Белгороде мне удалось это только с магазином комиксов «Бёрдмэн». В соседнем Воронеже дела обстоят иначе: есть замечательный книжный клуб «Петровский», который поддерживает авторов: проводит литературные вечера, привозит интересных гостей, там есть шикарный книжный магазин, где, помимо редчайших изданий, продаются все местные авторы, им помогают и с выпуском книг, и с реализацией.
Обе свои книги я выпустил за свой счёт. Обложку рисовала знакомая художница, в правке и редактуре тоже помогали приятели – получился практически самиздат, только в приличном качестве. Но поэзия – это, скорее всего, не тот жанр, который принесёт успех и деньги. Сейчас у нас дефицит детской литературы, а поэзия никому не нужна. На продажу книг особо не рассчитываю, путь сегодняшних поэтов – живые выступления и гастроли».
Полина Мисфуд, белгородка, живёт на Мальте. Пишет книги для детей на английском языке:
«Я на Мальте уже восемь лет. Мои дети знают русский, но в семье мы общаемся на английском. Когда родилась первая дочка, я покупала ей развивающие детские книги на английском. Среди них есть неплохие, но я обнаружила, что они совсем не похожи на те, что читали в детстве мы. Здесь нет коротких ритмичных стишков, загадок, считалочек. Мне нравится в наших книгах, что они учат правилам поведения, взаимопомощи и хорошим человеческим качествам на простых примерах. В местных книжках акцент на другом – больше учат правильным привычкам типа чистки зубов по утрам.
Я стала придумывать простые стишки для дочки, они понравились знакомым, у которых тоже есть дети. По образованию я программист и совсем не планировала стать писателем. Но мой папа опубликовал книгу стихов небольшим тиражом – для родных и друзей – и это, видимо, послужило толчком для меня.
Иллюстрации к книге я также нарисовала сама – нечасто встречала в детских книжках красивые картинки. Получилось неплохо – по крайней мере, по отзывам детей и их родителей.
До печати я ещё не добралась. Прощупывала почву, но оказалось, что это совсем непросто. Выпустить книгу в издательстве в среднем стоит около 2 тыс. евро. Впрочем, я так или иначе планирую со временем издать серию книжек. В планах – использовать её на школьных занятиях в младших классах».
Рустам Шамшадинов, турок, живёт в Белгороде. Пишет фэнтези на русском языке:
«Я происхожу из древнейшего рода турков-месхетинцев. Мои родители вынуждены были бежать сюда после конфликта в Узбекистане, обосновались несколькими семьями в небольшой деревеньке под Прохоровкой, где я и родился. Окончил здесь школу, служил в армии, учился в БелГУ. Часто бываю на родине, там много родных осталось. У меня два родных языка – русский и турецкий.
Во мне много энергии, которую интересно направлять в разные стороны. Я занимался вольной борьбой, выучился рисовать. До 17 лет ни строчки не написал, а потом появилась такая потребность. Стало интересно: получится ли у меня выразить свои мысли, написав полноценную книгу?
Я всегда много читал, больше всего – о волшебных мирах: Толкиен, Жюль Верн, Ридли Скотт. Люблю и драму, Шекспира. Но именно фэнтези меня захватило больше всего.
Первая книга, которую я написал, не опубликована. Мне она кажется слишком сложной и долгоиграющей, это большой труд, который я планирую продолжать. Возможно, уйдёт не один год, пока я её закончу. Это псевдоисторический мир между реальностью и вымыслом, с библейской примесью. Это в каком‑то смысле моя исповедь, и ей нужно время, чтобы вызреть.
Однако мне хотелось реализоваться как писатель. Я решил написать лёгкую, развлекательную повесть, пробить брешь в стене. Работал над ней интенсивно в течение месяца. Это фантазийное приключение девочки по имени Дина Дора о любви к искусству, о магии художественного творчества. Героиня – вымышленный персонаж, её образ собирательный. Книга рассчитана на подростков старше 12 лет.
Более сложной задачей оказалось не написать книгу, а издать её. Я обратился в крупное издательство, и мне предложили услуги редактора, оформителя и т. д. с последующим запуском в продажу за 100 тыс. рублей с хвостиком. Я закончил писать книгу в августе 2015 года и начал копить деньги. В 2016-м собрал нужную сумму и стал выбирать издательство. Так наткнулся на Ridero. Два месяца ушло на корректуру, обложку и вёрстку делал сам. Сейчас книга напечатана в нескольких бумажных экземплярах. Как её реализовывать, мне только предстоит узнать, а пока она продаётся в интернет-магазинах.
Для писательства мне необходима прежде всего тишина. Я писал в деревне, сидя в гамаке нашего сада с ноутбуком. В городе сложно сосредоточиться: тут суетливо и много отвлекающих дел. Я не ношу с собой блокнот для записей, всё держу в голове. У меня уже обдуман сюжет второй и третьей книг, всё складно.
Не знаю, буду ли я профессиональным писателем. Сейчас важно было сделать это для себя: реализовать то, что пишу, пройти этот путь целиком. Думаю, для писательства нужно накопить опыт. И произведение брать соответствующее возрасту и мировоззрению. Я живу в волшебном мире, поэтому – фэнтези».