Среди экспонатов представлены документы, касающиеся истории легендарной Первой конной армии, приказ о создании которой был подписан в новооскольском селе Великомихайловка. Красные конники сыграли огромную роль в Гражданской войне. А летом 1967 года Белгородская область отметила полувековой юбилей советской власти походом кавалеристов по местам боевой славы Первой конной.
Маузер Будённого
«В этом году нашему музею исполняется 30 лет, – рассказывает старший научный сотрудник Александр Кадира. – В рамках юбилея мы реализуем проект «Тридцать стратегических дел к тридцатилетию музея-диорамы». В январе представили выставки «Реликвии военной истории», «И будет помнить вся Россия», а сейчас подготовили экспозицию «Рождение Красной армии».
Красной она называлась до 1946 года, затем была переименована в Советскую армию, а в 1991-м – в Российскую.
«Современная Российская армия, я считаю, является правопреемницей Рабоче-крестьянской Красной армии. В экспозиции выставки есть ряд уникальных документов, среди которых – Устав Красной гвардии 1918 года, которая стала первым вооружённым формированием, созданным большевиками для защиты завоеваний революции», – уточнил Александр Сергеевич.
В основе выставки документы из фондов Государственного архива новейшей истории Белгородской области, по которым можно проследить изменения в структуре комплектования армии – от добровольческих отрядов до мобилизации. Вот, в частности, приказ о сдаче оружия, которое оставалось на руках у населения после Первой мировой войны и революции, а также формула торжественного обещания красноармейца.
«Это предтеча военной присяги. Историки предполагают, что её текст написал Лев Троцкий. Благодаря его кипучей деятельности ряды Красной армии пополнили даже офицеры царской армии. В их числе Дмитрий Карбышев, Борис Шапошников, Михаил Тухачевский и Михаил Бонч-Бруевич», – рассказал Кадира.
Интересен циркуляр уездного отдела труда с разъяснением Декрета о предоставлении работы и сокращении штатов. Его выцветшие чернила на разлинованных листах запечатлели заботу советской власти о будущих призывниках.
«Если мужчину призвали в армию, то за ним, по декрету, сохраняли рабочее место. Кроме того, такой призывник не подпадал под сокращение», – уточнил Александр Кадира.
Среди экспонатов – военный билет Фирсова Х. Е., воевавшего в Гражданскую войну в Первой конной армии, а в Великую Отечественную – в рядах 57-й гвардейской стрелковой бригады.
На подложках музейных витрин лежат списки пожертвований на нужды Красной армии по селу Богородскому, тогда ещё Курской губернии, датированные 1917 годом.
«Люди жертвовали кто что мог. Сложно, конечно, сейчас судить, добровольно ли это было. Тем не менее мы видим, что селяне отдавали продукты, гужевой транспорт, одежду и сохранённое в подполе оружие», – отметил старший научный сотрудник.
А вот портреты героев Гражданской войны, в том числе тех, чья судьба связана с Белгородской землёй. Матроса Анатолия Железнякова, например, который участвовал в установлении советской власти в Белгороде в 1917-м и вошёл в историю фразой: «Караул устал».
«На выставке представлены символы той эпохи: пистолет Маузера, револьвер системы Нагана, будёновка и кавалерийская бурка. Все они, кстати, подлинные», – с гордостью сообщил Александр Кадира.
В 1919 году власти молодой республики Советов учредили в качестве награды почётное революционное оружие. Сначала героев награждали шашками с прикреплённым на эфесе орденом Красного Знамени. А с 1921-го героям вручали маузер. Удостоился такой награды и легендарный командующий Первой конной армией Семён Будённый.
Четверо у стола
Белый, с голубыми ставнями одноэтажный домик затерялся среди извилистых улочек села Великомихайловка Новооскольского района. Забор из профлиста. Такая же калитка. Закрыто. Это музей Первой конной армии.
«Мы открываем здание музея только по предварительной договорённости», – говорит его директор Ирина Заика.
В домике постройки 1882 года шесть комнат, которые огибают гревшую их печь. Кавалерийское седло, бурка, пулемёт максим, военная форма в застеклённых шкафах, старые документы… И картина на стене: четверо мужчин у круглого, застеленного картой стола… А вот и сам круглый стол в натуральном, так сказать, виде:
«За этим столом Иосиф Сталин, Ефим Щаденко, Александр Егоров, Клим Ворошилов и Семён Будённый переименовали Первый конный корпус в Первую конную армию», – рассказывает директор музея.
— А кровать, которая у стены, тоже из того времени?
— Она свидетельница тех исторических событий. Как табурет и сундук. Мы постарались, по возможности, сохранить аутентичность обстановки.
— У вас часто бывают посетители?
— Недавно французы приезжали. Один человек из их делегации после экскурсии вернулся и ещё раз, задумавшись, медленно прошёл по комнатам. Бывает, что местные жители приходят и говорят: «Мы столько прожили в Великомихайловке, а не знали, что Сталин ночевал в этом доме». Бывают и такие, которые, перебивая мою экскурсию, уверяют, что прежние времена были тяжёлые, людей много загубили…
Этого не забыть
В 1967 году наша область креативно, как сказали бы сейчас, отметила 50-летие советской власти. Вот как рассказывала об этом событии «Белгородская правда»:
«Старый Оскол оделся в кумач. Ветер колышет алые стяги. На фронтонах домов, улицах и площадях пламенеют приветствия участникам агитационно-пропагандистского похода по местам боевого пути легендарной Первой конной армии. Утром 8 июля на улицах появились всадники в костюмах красных конников. Впереди – командир отряда на вороном коне. За ним – ординарец, знаменосец и группа конармейцев. За колонной следуют экипированные тачанки с участниками похода, походная кухня, медицинская служба… Здесь же – участники художественной самодеятельности, лекторы и пропагандисты…»
— Мне было 19 лет, когда я снимал всё это действо, – вспоминает Анатолий Лукьянов. – Я тогда работал фотокорреспондентом в «Белгородке». Пробег начался в селе Каплино и закончился в селе Уразово. Погода, помню, была замечательная. Тепло. Вишня созрела. В пробеге участвовало сто конников, одетых в форму времён Гражданской войны, и три тачанки. Причём два пулемёта были настоящие, а один – муляж. Помню, как ребятишки подбежали к тачанкам. Но не к муляжному пулемёту, а к настоящим.
— Как вас встречали жители городов и сёл?
— Этого не забыть. Как родных встречали. Из домов пироги несли, самогоном и вином домашним угощали. И что запомнилось – женщины стояли с фотографиями своих погибших в Гражданскую и Великую Отечественную войну мужей. До слёз…
— А как же вы передавали фотографии в газету? Ведь в то время не было такой техники, как сегодня?
— Я возил с собой две грелки – с проявителем и закрепителем. Ночью под одеялом проявлял плёнки и наутро с самолётом передавал негативы в редакцию. Тогда ведь кукурузники летали в Белгород почти из каждого села.
— Анатолий Иванович, а каким фотоаппаратом вы тогда снимали?
— У меня были «Зенит» и «Киев». Очень выносливые аппараты. Позже мне в редакции немецкую «Практику» выдали. Не выдержала нагрузок – затвор постоянно ломался.
— А вы с Будённым на этом пробеге встречались?
— Нет. Позже мы к нему в Москву ездили с отчётом об агитпробеге. На даче он нас встретил. Коней своих показал – больше десятка.
— Дача, наверное, шикарная у Семёна Михайловича была?
— Ошибаетесь. Не сравнить с нынешними хоромами богатеев. Но конюшня у него была знатная, и кони холёные. Фыркали на нас.
Спавка. Первая конная армия была создана по инициативе члена Реввоенсовета Южного фронта Иосифа Сталина 17 ноября 1919 года. Командиром нового соединения назначили Семёна Будённого из Первого конного корпуса. Армия воевала с кавалерийскими дивизиями белых в Центральной России в 1919-м. Большую роль Первая конная сыграла в 1920 году в боях на Северном Кавказе. Впоследствии вела бои в Таврии и в Крыму против войск генерала Врангеля, а затем против отрядов Махно и Петлюры в 1921-м. Новаторская тактика действия конницы в соединении с пулемётами, пехотой и артиллерией сделала армию непобедимой. В мае 1921 года Первая конная армия была расформирована, но её штаб сохранялся до октября 1923-го.