Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 февраля 2017, 18:06
 Оксана Придворева 3490

«Родина» и два Владимира. В выставочном зале экспонируют работы двух белгородских художников-юбиляров

Владимир Лыткин приглашает зрителя прикоснуться к ускользающей красоте, а Владимир Аксёнов учит смотреть на мир незамутнённым взглядом

«Родина» и два Владимира. В выставочном зале экспонируют работы двух белгородских художников-юбиляров Владимир Аксёнов. Фото Юрия Коренько
  • Оксана Придворева
  • Статья

Такие непохожие друг на друга в творчестве Лыткин и Аксёнов сошлись в «Родине», как когда‑то и в Белгороде.

Много лет назад первый переехал сюда с Новгородской земли, а второй, к слову, выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища, – из калужского Обнинска. 60-летние юбилеи оба отмечают персональными выставками.

Владимирово детство

Владимир Лыткин работает в технике пастели, масляной живописи, гуаши, сангины в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта. Его работы хранятся в белгородских художественном и историко-краеведческом музее и частных коллекциях. В «Родине» его выставку расположили в камерном, зелёном зале. Сам художник посчитал удачей расположить экспозицию именно здесь: «чтобы ощущалась замкнутость пространства».

Мотив «Руси уходящей» – так назвал выставку автор – прежде всего мотив воспоминания:

«Та Русь, какой как мы традиционно её понимаем: деревеньки русские, домики-избушки – потихоньку начинает исчезать. Кирпич, цивилизацию, удобства, люди предпочитают деревянным избам. А вот эта красота естественная – деревянная изба, что из земли растёт, – есть ещё где‑то как кусочек Руси. Это то, что я люблю. Я так и остался в этом мире».

И потому закономерны на полотнах и в миниатюрах Лыткина новгородские виды, которые он называет своей привязанностью. Туда он часто возвращается, чтобы напитаться энергией.

«Проходит какой‑то промежуток времени – надо подзарядиться снова. И я еду к себе, в свои леса. Походишь-побродишь и выходишь совершенно здоровым человеком», – признаётся Владимир Витальевич.

  • Владимир Лыткин.

  • Работа Владимира Лыткина.

«Осень в Марино», «Старый Галич», заглавная картина экспозиции «Русь уходящая» – по этим насыщенным, полноцветным, говорящим пейзажам впору писать сочинения. Здесь же – белгородские места: «Лунная ночь в Графовке», «Северский Донец. Таволжанка» и другие. Художник призывает всех найти, что дорого сердцу, обратиться вглубь себя, чтобы понять, из чего сам состоишь.

«Сидишь за мольбертом и работаешь над дорогим тебе уголком, и тогда больше ничего и не нужно: создаётся полное ощущение, что ты находишься прямо там, на природе», – говорит Владимир Лыткин.

В выставку-раздумье органично вписались небольшие этюды, где в большинстве своём белгородские виды, и акварель малого формата. В молчаливый диалог со своим зрителем они вступают наравне с крупноформатными работами.

17 февраля Владимир Лыткин приглашает всех желающих на творческую встречу под гитару «Века и ветра созвучие острое». Подробности – в группе выставочного зала «Родина» в «ВКонтакте».

Вселенная Аксёнова

Переместившись в остальные три зала «Родины», попадаешь во вселенную второго Владимира – Аксёнова. Диапазон его интересов – от декоративно-прикладного искусства до графических техник. Белгородцам хорошо известна одна его работа – современное графическое воплощение городского герба. Произведения художника хранятся в храме-музее Святого Николая Чудотворца при Третьяковской галерее, художественных музеях Белгорода, Старого Оскола, Хотьково (Подмосковье), в частных коллекциях в России, Австрии, Германии, Израиле, Польше, США, Франции.

Художник рассказывает, что, формируя экспозицию в «Родине», старался включить в неё и экспонаты со стажем, и новые, нигде ранее не выставлявшиеся работы: «чтобы воспринималось свежо».

  • Работа Владимира Аксёнова.

  • Работа Владимира Аксёнова.

Выставка эта как будто требует не одного с ней знакомства, не поверхностного впечатления. Вот «Туман на Ангаре»: тяжёлое, густое марево застилает округу, по‑импрессионистски выписана река. Ему вторит «Ильин день»: разверзающая небеса молния устремляется в почти бескрайний Байкал. Всё это впечатления, оставшиеся у Аксёнова от путешествий по России с близким другом Владимиром Козьминым. Здесь же индийские и венецианские виды встречаются с привычными белгородскими. Отдельное место обрёл в экспозиции, как, надо полагать, и в сердце Аксёнова, Сергиев Посад. Одна из недавних работ, посвящённых ему, – «Туман в Сергиевом Посаде», почти реминисценция «Над городом» Марка Шагала.

Чуть особняком от остальных держатся шаржи. Смотрят на зрителя шутливо изображённые коллеги художника Владимир Федоренко, Юрий Чернышёв, Юрий Данченко, фотохудожник Алексей Плешков.

И какая же экспозиция Владимира Аксёнова без деревянной скульптуры! Невольно задерживаешься у витрины, чтобы вглядеться, вникнуть в причудливую форму и удивиться снова и снова тому, как скрупулёзно выхвачены детали.

— Безусловно, любой художник мечтает, чтобы зрителя зацепило и чтобы он мог найти что‑то для себя, – признаётся Владимир Васильевич.

— Вы приглашаете зрителя прикоснуться к вашему миру в том числе и за счёт многообразия экспонатов, выполненных в разных техниках.

— Во‑первых, мне хотелось максимально широко показать то, чем я занимаюсь. Поэтому в экспозиции декоративно-прикладное и храмовое искусство и графика: с живописью я сталкиваюсь эпизодически. Во‑вторых, отбирал наиболее характерные для себя работы. Они все жизнеутверждающие – это сквозная тема: яркие, сочные, насыщенные, чтобы радовать зрителя.

— Главное для вас – жизнеутверждающее начало?

— Это безусловно. Мы достаточно часто сталкиваемся с негативными сторонами жизни, и не хотелось бы усугублять. Поэтому у меня взгляд радостный, незамутнённый.

Обе выставки в «Родине» экспонируют до 26 февраля.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×