Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 января 2017, 16:37
 4007

Белгородский композитор написал музыку по роману Пауло Коэльо

Белгородский композитор написал музыку по роману Пауло Коэльо Премьера в Белгородской государственной филармонии. Фото Владимира Юрченко
  • Новость

Музыкальное сочинение «Алхимик» по мотивам одноимённого романа завкафедрой народных инструментов БГИИК Артём Нижник создал для оркестра русских народных инструментов белгородской филармонии.

19 января премьера прозвучала в Белгороде. Днём ранее «Алхимика» услышали в Старом Осколе.

«Алхимик» – третье музыкальное полотно, адресованное композитором оркестру русских народных инструментов. Весной 2016 года в филармонии представили сказку «12 месяцев», автор музыки к которой – Артём Нижник. В сентябре прозвучала ещё одна премьера – Партита № 2 для оркестра русских народных инструментов и баяна «Мактуб».

«После премьеры «12 месяцев» мы с Евгением Алексеевичем (главный дирижёр оркестра русских народных инструментов Евгений Алешников – прим. ред.) подумали: почему бы каким‑нибудь оригинальным способом не привлечь уже другую аудиторию, условно говоря, молодёжь, чтобы показать, что из себя представляет современный оркестр русских народных инструментов, что он может воплощать, какие мысли и идеи?» – рассказал о замысле Артём Нижник.

Так родилась идея создать музыку по мотивам популярного произведения. Дирижёр и композитор остановились на романе Паоло Коэльо. Работа над «Алхимиком» заняла год.

  • Справа композитор Артём Нижник.

Музыкальное полотно – своего рода философское эссе. Композитор поясняет: не стоит искать в музыке прямых иллюстраций к роману. Из всех идей, что поднимает в романе автор, Артём Нижник выбрал четыре основные. Ровно столько же частей в его сочинении. За «Сном» следует «Путь», приведший к постижению «Души мира» и выбору «Своей судьбы».

«Мотив сна есть нечто, что даёт человеку толчок – через подсознание ли или через что‑то с ним произошедшее – и заставляет посмотреть вокруг себя и что‑то предпринять. А каждый уже сам для себя решает, предпримет он что‑то или нет. Две следующие части – рефлексии главного героя. Путь, который он совершает, на самом деле не просто количество километров, которые он отмерил по земле, а может быть, дорога к поиску себя. И здесь же душа Мира, постигая которую, Сантьяго в кульминационный момент понимает, что это и есть он сам и все люди, которые жили, живут и будут жить, – рассказывает композитор. – Четвёртая часть, может быть, несколько даже наивная – это мотив преображения духовного героя. Он осознаёт что‑то несоизмеримо большее, чем все сокровища».

— Положить бестселлер на музыку для оркестра русских народных инструментов – это своего рода риск и эксперимент. Вы так не считаете?

— Нет. Я наоборот думаю, что прелесть оркестра русских народных инструментов в том, что это коллектив, демонстрирующий свою способность исполнять в стилистическом отношении всё: от переложения классической музыки до самых сложных сочинений сегодняшнего дня. Мне кажется, такому оркестру очень естественно играть современную музыку.

Интересная деталь: основную мысль каждой части – прямую цитату из романа – озвучивает чтец, главный дирижёр оркестра Евгений Алешников.

«На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по‑настоящему чего‑то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твоё предназначение на Земле», – так, к примеру, звучит мотив заключительной части.

«Для симфонического оркестра репертуар складывался веками. Оркестрам русских народных инструментов чуть более ста лет. Поэтому важно работать с современными авторами, чтобы они создавали репертуар. Часто в России симфонисты предпочитают исполнять классику, которая уже опробована. А как же современники? Оркестры русских народных инструментов в этом смысле более подвижны. И музыка для них идёт вперёд», – отметил Евгений Алешников, рассказывая о сотрудничестве с Артёмом Нижником.

Вместе с премьерой на концерте прозвучали десять пьес из цикла «Картинки с выставки» (инструментовка – Юрий Чернов, Юрий Бузин, Анатолий Соболев, Александр Бутурлакин и Евгений Алешников) Модеста Мусоргского и сюита «Золотой ключик» белгородского композитора Елены Латыш-Бирюковой.

Оксана Придворева

 


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×