Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 ноября 2016, 12:14
 Оксана Придворева 3166

Джаз, чтобы растопить сердца

Белгород в очередной раз стал точкой на карте «Джазовой провинции»

Джаз, чтобы растопить сердца Саксофонист из Норвегии Хокон Корнстад. Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

«Джазовая провинция – 2016» – XXI передвижной международный музыкальный фестиваль Леонида Винцкевича – охватила десять российских городов. Вошёл в этот список и Белгород. «Джазовая провинция» приехала в Белгородскую государственную филармонию 4 ноября.

За один вечер белгородские меломаны познакомились с современным чистым джазом Ferenc und Magnus Mehl quartett (Германия – Сербия), джаз-интерпретациями «Олег Аккуратов трио» (Россия), прониклись мощной энергией интернационального Santiago Ferreira band (Бразилия – Чехия – Словакия) и побывали на мини-концерте саксофониста и вокалиста из Норвегии Хокона Корнстада, объединяющего в своих импровизациях джаз и оперу.

Джаз по‑прежнему свободен

Европейской музыкой XXI века – конечно, не без американских матриц – назовёт джазовые импровизации Ferenc und Magnus Mehl quartett конферансье концерта – заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг. А сами музыканты, представляясь со сцены, скажут о большом удовольствии для них, впервые побывавших в России, играть для белгородцев.

Ferenc und Magnus Mehl quartett (по‑другому – квартет братьев Ференца и Магнуса Мель) сложился из музыкантов, игравших в Национальном германском молодёжном джазовом оркестре. За более чем десятилетие работы вместе музыканты Ференц (ударные) и Магнус Мель (альтовый саксофон), Мартин Шульте (гитара) и Фёдор Рушкуч (контрабас) много раз становились лауреатами национальных, европейских и международных конкурсов и гастролировали с концертами по Германии и Сербии. «Хорошим примером превосходных молодых немецких джазовых музыкантов, которым присущи необычные, искусные ритмические структуры» назвал коллектив американский джазовый пианист и композитор Ричард Бейрах.

  • Конферансье концерта – заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг.

  • Ferenc und Magnus Mehl quartett.

  • Ferenc und Magnus Mehl quartett.

  • Ferenc und Magnus Mehl quartett.

Получасовое выступление квартета пролетело будто на одном дыхании. А после, в антракте, музыканты открыто общались с заинтересованной публикой. Ответили они и на вопросы белгородских корреспондентов. Магнус Мель, к примеру, говорил о том, насколько хороша идея «Джазовой провинции» – перемещаться с концертами из города в город: «много фестивалей во многих городах в одном»; и о собственном стиле их группы, подчеркнув: «джаз свободен».

Фортепианное трио и больше ничего

После Ferenc und Magnus Mehl quartett и немного в противовес им зазвучала устоявшаяся классика в исполнении фортепианного «Олег Аккуратов трио». Но ещё до выхода музыкантов публику ждал экскурс в историю джаза от Владимира Фейертага:

«Фортепианное трио – мы говорим о фортепиано, контрабасе и ударном инструменте в его составе – имеет свою историю. Не сразу фортепиано признали. Джазовые музыканты начала прошлого века лет сто назад пианистов недолюбливали. Потому что это были самоучки, которые научились ковырять что‑то на трубе, тромбоне, кларнете, выходцы из духовых оркестров. Когда джаз стал концертным? Когда появился бибоп. В 1940-е годы джаз можно было уже слушать, а не танцевать под него. Вот тогда появились фортепианные трио, пианисты вышли на поверхность. Целая плеяда показала нам, что может быть такая форма работы – фортепианное трио и больше ничего».

Ростовско-московское фортепианное трио в составе Олега Аккуратова (фортепиано), Адама Терацуяна (контрабас) и Вартана Бабаяна (ударные) образовалось на время нынешней «Джазовой провинции».

История Олега Аккуратова уникальна. От рождения незрячий, он в раннем детстве научился воспроизводить уловленные на слух мелодии. Нотную грамоту Олег выучил по Брайлю уже в специальной музыкальной школе-интернате в Армавире. К 27 годам он – лауреат многочисленных конкурсов – выступал в резиденции Папы Римского как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО, исполнил гимн Паралимпиады на закрытии Паралимпийских игр – 2014 в Сочи. Годом ранее, в 2013-м, покорил публику на «Триумфе джаза» Игоря Бутмана и затем стал участником многих международных проектов джазмена.

«Джазом я занимаюсь с детства. Мне было лет восемь, когда я услышал какие‑то джазовые мелодии, первые композиции. Я слушал Оскара Питерсона – с него всё началось, потом других музыкантов. Импровизировать я начал сам, потом поступил в джазовую школу в московский музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства к профессору Михаилу Евсеевичу Окуню. И джаз для меня – это свобода», – рассказал Олег Аккуратов.

Компанию в трио ему составили Вартан Бабаян, аттестованный Владимиром Фейертагом как «любимый барабанщик «Джазовой провинции», и Адам Терацуян, аранжировщик, автор собственной методики игры на контрабасе, заведующий отделением и руководитель джаз-оркестра «Ростколледжбенд» Ростовского колледжа искусств.

В исполнении трио звучали известные джазовые импровизации и собственные музыкальные находки, к примеру неожиданная аранжировка известной свиридовской музыкальной темы «Время, вперёд!». Предстал Олег Аккуратов и в роли вокалиста, исполнив положенное на джазовую музыку есенинское «Не жалею, не зову, не плачу…».

«Аранжировки сегодня прозвучали мои собственные. Приходящие в голову идеи мы положили на ноты и исполнили», – пояснил Аккуратов.

Норвежские фьорды и бразильская энергия

Ещё один гость «Джазовой провинции», норвежец Хокон Корнстад, приехал в Белгородскую область не впервые. В 2014 году он обаял слушателей в Старом Осколе собственным стилем – соединением игры на саксофоне и оперного пения. Свои творческие эксперименты он воплощает в жизнь с помощью loop-station – инструмента, который позволяет записывать и воспроизводить музыкальные фрагменты в реальном времени. Так, соединяя саксофон, флейту и собственный голос, Корнстад создаёт ощущение присутствия целого оркестра и творит на сцене настоящее волшебство. Глубокая, сильная, неповторимая и ни на что не похожая мелодия как будто переносит слушателей в страну фьордов, суровых лесов и высоких гор – туда, откуда родом Хокон Корнстад.

А сам он рассказал о корнях собственного музыкального стиля:

«Будучи много лет джазовым музыкантом, я находился в поиске. Однажды попал в оперу – до этого я не встречал такой сильной музыки. Понимаете, в ней было всё то, что я пытался донести сам. Я почувствовал, что разволновался, пытаясь запеть сам. Это было семь лет назад. С тех пор занимался с преподавателями по вокалу и много работал, чтобы узнать больше об опере, но не бросал играть на саксофоне».

Ещё один приём Хокона, точно впечатляющий слушателей, – это свист. Его музыкант объясняет просто – так проще наладить контакт с публикой:

«Это как голос, который у нас у всех есть. Но некоторые люди свистеть не умеют. А это очень музыкально и как будто разбивает лёд в контакте со слушателями».

Рассказал Корнстад, как важно ему вновь выступать перед российской публикой («это фантастика – вернуться к зрителям в Россию») и что самое главное для музыканта – выбирая программу выступления, «следовать своему сердцу».

Завершил концерт джаз с бразильским колоритом от Santiago Ferreira band. Музыкой, рождённой в интернациональном бенде, где гитаристы Сантьяго Феррейра (он ещё и солист и композитор в коллективе) и Жозиас Педроса да Силва из Бразилии, клавишник Томаш Йохманн из Словакии, саксофонист и флейтист Бхарата Райношек из Чехии и ударник Сергей Войнов родом из России, «Джазовая провинция» попрощалась с Белгородом до следующего года.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×