Как в лавке старых мастеров
Её название появилось при монтаже. «Покаяние» – это один из автопортретов художника. Масштабную живописную серию Анатолий Иванович подготовил за три года. Полотна заполнили собой всё пространство небольшого выставочного зала. Разбавляет экспозицию графика Федоренко разных лет, в том числе и его студенческие работы.
Позднее он объяснит их предназначение: «Чтобы проследить интересы». Как в лавках старых мастеров-живописцев, подчеркнёт на вернисаже член Союза художников России Виктор Иванчихин. Их знакомству почти 40 лет. Выпускник Харьковского художественно-промышленного института Анатолий Федоренко в середине 1970-х переехал в Белгород и попал в свою стихию.
«Впервые я его увидел у Булатова (белгородский художник Александр Булатов – прим. ред.), в таком творческом месте. В саду ребята собирались вечерами поговорить, послушать Окуджаву. И появился у нас такой энергичный, устойчивый по жизни художник, и к нему мы все потянулись с теплотой. Творческая поездка в Хотмыжск показала, что это очень мощный, думающий рисовальщик. Косенков мне тогда сказал: «Он будет самым интересным художником», – вспоминает Иванчихин.
«Когда я была школьницей, Анатолий Иванович вёл при «Энергомаше» кружковую работу. У него было много учеников, – рассказывает декан факультета дизайна и технологий Белгородского государственного института искусств и культуры, председатель регионального отделения Союза дизайнеров России Зоя Чёрная. – Сейчас он доцент кафедры графического дизайна и медиатехнологий БГИИК. Он стоял у истоков одной из самых важных кафедр факультета – рисунка, живописи и скульптуры. Возглавляя её, принимал на работу молодёжь, наших выпускников, развивал академические дисциплины».
Зоя Чёрная отмечает: к преподавателю Федоренко, строгому и рассудительному, тянутся студенты. Об этом говорит и Иванчихин:
«Что удивительно: при его внешней где‑то и грубости студенты любят приходить к нему на занятия. У Федоренко они как будто отдыхают».
Мария Работнова окончила институт менее полугода назад. Она с теплотой вспоминает занятия у мастера:
«Вспоминаю мансардочку на пятом этаже, где мы печатали работы – это всегда было такое интересное приключение, отдельный мир. Анатолий Иванович меня всегда направлял. Для меня он гарант того, что я буду дальше работать и развиваться в технике».
«Покаяние» как предстояние
Сам Федоренко отмечает: «Покаяние» – это и рефлексия, и авторское суждение о мире в целом.
«Почему «Покаяние»? В этом возрасте обдумываешь свой путь от начала и до дня сегодняшнего. Но тема выставки шире: мне хотелось показать глубь человека через образы, – поясняет художник. – Вот, например, «Несение креста». Каждому талантливому человеку – поэту, художнику, музыканту, писателю – заложена кем‑то свыше идея, её он должен пронести через свою жизнь. И вот этот образ – человек несёт свой крест».
Анатолий Иванович рассказывает о серии:
«Начинается она с «Оплакивания», но не конкретного, а собирательного: я никого не изобразил под саваном. В «Апокалипсисе» четыре лошади несутся друг на друга, соединённые, схваченные крестообразно: в непонятном мы сегодня мире живём. Мои автопортреты – это попытка войти внутрь себя. Для меня сложна психология чужого портрета, я хочу понять свою психологию. Отсюда и покаяние-размышление. Я ещё не каюсь, но работа над этим идёт».
Идёт по дороге жизни и путник на одной из картин Федоренко. А буквально рядом, в «Эхе», странница, одинокая, обнажённая, достигла цели, но не может достучаться до мира через стекло. И Икар с деревянными крыльями не может взлететь. Давно не прогуливается чеховских времён дама по «Старой усадьбе». Но не всё мрачно, заключает художник, пока есть люди, остро чувствующие, с обнажёнными сердцем и душой.
Выставка работает до 21 ноября.