Спектакль о многом: о музыкальных пристрастиях и страстях, о том, чем приходится расплачиваться за известность, о силе музыки. Раз от раза разговор выходит на уровень конфликта отцов и детей. И тогда на помощь Маликову приходят музыка и вместе с ней – композиторы и исполнители: Моцарт, Бетховен, Бах, Майкл Джексон, Галина Вишневская.
Бесплатные показы прошли более чем в десяти городах Центральной России. 18 октября спектакль показали в Белгородской государственной филармонии для школьников областного центра, Белгородского, Яковлевского и Шебекинского районов, их родителей и студентов института искусств.
За час до показа народный артист России Дмитрий Маликов рассказал региональным журналистам, как создавалось представление.
О названии и идее спектакля
Название – это мем современных рэперов. Они мне пишут, подкалывают, подначивают меня: «Дмитрий, ну когда ты уже перевернёшь игру?» Имеют в виду дуэт с рэпером, например, или что‑то подобное. А я решил перевернуть её в другом аспекте, совсем неожиданно для них и предсказуемо для себя.
Есть сейчас такое слово «эдьютеймент» – развлекательное образование или образовательное развлечение. Ребёнок, который приходит вместе с родителями, или старшеклассник получает культурную прививку, как мы её называем. За полтора часа он узнаёт о разных направлениях музыки, истории жизни композиторов и погружается во внутренний мир героини – человека, который сходен с ним по возрасту, по менталитету, с кем я в беседах пытаюсь перевернуть его сознание, чуть-чуть развернуть в сторону духовности, культуры и просвещения.
Самое главное, чего мы хотели добиться, – это говорить с молодёжью на одном языке без всяких пошлостей так, чтобы им это было интересно, чтобы они отвлеклись от телефонов на полтора часа, а придя домой, послушали не какого‑то новомодного исполнителя, а Моцарта, Шостаковича и Бетховена.
Об общении без назиданий
Я получил большой опыт [общения с детьми] в «Уроках музыки» (социально-образовательный проект Дмитрия Маликова, в программу которого в 2013 году вошёл и Белгород – прим. ред.). Это были такие неподготовленные мастер-классы: конечно, я понимал, что должен сказать и сыграть, но всегда был элемент импровизации.
Моя работа в программе «Спокойной ночи, малыши!» тоже обучила меня определённому контакту с совсем детишками и подростками: они чувствуют неискренность. В процессе репетиций [спектакля], конечно, это заслуга нашего режиссёра Ольги Субботиной: мы постоянно меняли сценарий, подстраивались, что можно сказать, что поймут… Плюс моя замечательная партнёрша Виктория Белякова. У нас это [общение] получилось естественным. А мы больше всего боялись назидательности и скучности.
О премьере в Москве
Я хотел, чтобы этот спектакль мог путешествовать по России – в стационарный московский театр я всегда успею сесть. Не имея режиссёрских, актёрских или продюсерских амбиций, внутри себя я хотел сделать что‑то полезное для нашей молодёжи. Лучшая инвестиция – это инвестиция в молодёжь.
У меня не было времени подумать, хорошо это или плохо – премьера не в Москве. Плюс для меня в том, что спектакль к московской премьере мы хорошо обкатаем: я же не профессиональный актёр, а у меня по роли много текста, и мне нужно достаточно органично жить на сцене. Сейчас у меня по крайней мере уже такого мандража нет, поэтому не Москва – это не всегда плохо.
О плейлисте в спектакле
Музыку отбирал просто: а – ту, которую люблю я, бэ – которую знают все. А персонажи – это композиторы, рассказывающие свои интересные истории. В этом прелесть спектакля: он модульный, и можно под актёров кого‑то добавить из персонажей, а кого‑то убрать. Но каждая история должна быть чем‑то обоснована, в каждой у нас есть некие кульминация и смысл, который мы хотим донести до публики. Моцарт – вундеркинд в детстве, а потом настало полное забвение. Как он с этим справился, как пережил? Бетховен и его физический недуг, с которым он продолжал творить…
Современные мелодии – это нарезка из наиболее ультимативных произведений: Тимати, L’One… И это завязано на противопоставлении, нет ничего случайного. Хотя, когда я пригласил дочку на московский предпоказ, она сказала: «Пап, ты чего такие старомодные песни взял? Сейчас мы уже «Все танцуют локтями» не слушаем.
О главной героине
Это собирательный образ, но, безусловно, есть в ней что‑то созвучное с моей дочерью. Но это потому, что каждый родитель сталкивается с проблемой отцов и детей. И это нормально. В изначальной версии сценария был, кстати, мальчик-диджей, ещё более острый и колючий.
Главная героиня очень хорошая, она на самом деле чуткая душа. Но она, как и все подростки, закрытая. Нужно полтора часа, чтобы расположить её и всех тех подростков, что в зале, не только лично к себе, а и к музыке…
После Белгорода спектакль «Перевернуть игру» увидели в Курске, затем он отправится в Орёл и Калугу. Премьера в Москве запланирована на ноябрь.