Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 октября 2016, 16:02
 Анна Кущенко 3778

Чего мы не знали о Щепкине

Выставка в Литературном музее знакомит белгородцев с интересными страницами из жизни прославленного земляка

Чего мы не знали о Щепкине Французская актриса Жоэль. Фото Владимира Юрченко
  • Анна Кущенко
  • Статья

Жители и гости областного центра могут увидеть архивные рукописные документы, рисунки, книги, театральные костюмы и аксессуары из фондов Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина.

Часть уникальной коллекции

Выставка «М. С. Щепкин и Малый театр» организована при поддержке Министерства культуры РФ в рамках федеральной программы «Культура России 2012–2018 годы».

«Есть масса конкурсов, мероприятий, посвящённых Щепкину. Но мы до сих пор не осознаём всю мощь и силу этого уникального самородка. Его судьба уникальна. От крепостного мальчика до человека, которому рукоплескали крупнейшие театральные залы России. Слишком высокий уровень театра задал Михаил Семёнович. И, конечно же, это колоссальная ответственность для тех, кто живёт и работает в театре на Белгородской земле», – отметил Александр Рубцов, замгенерального директора театрального музея им. А. А. Бахрушина по научно-просветительской деятельности.

Центральный театральный музей нередко называют бахрушинской империей. В его фондах более 1, 5 млн экспонатов. 13 филиалов рассказывают о разных эпохах в развитии театрального искусства. И один из самых ярких – дом-музей Михаила Щепкина. Особняк конца XVIII – начала XIX века стал последним жизненным и творческим пристанищем великого актёра. Теперь с небольшой частью его коллекции могут соприкоснуться белгородцы.

Революция в театре

На выставке есть дело «Об определении отпущенного на волю Михаила Щепкина в актёры здешнего (Московского Малого) театра», датированное 1822 годом. Малому театру Щепкин посвятил 40 лет жизни. Он прошёл путь от комических до трагедийных ролей. Стал играть на сцене естественно и просто, доказал, что профессия актёра полезна и почётна.

«С приходом Щепкина на сцену случилась революция. Глядя на актёров крепостного театра, он понял, что человеку театр нужен несколько другой: без котурнов, грима и гримас. Он попытался доставать из глубин своей души самые важные человеческие темы. На рубеже эпох, когда зарождался концептуальный режиссёрский театр, Щепкин это предугадал, он понимал, что на сцене надо существовать по‑особому. Михаил Семёнович создавал театр, который потрясал до глубины души. У него масса последователей. Станиславский неоднократно обращался к личности Щепкина и благодарил его», – отметил Рубцов.

В экспозиции есть программы спектаклей Малого театра и памятных вечеров, письмо петербургских литераторов Щепкину по случаю его 50-летия, материалы цензурного комитета о комедии «Горе от ума», много изображений актёров и других людей, которые окружали Михаила Семёновича. Из экспонатов явственно вырастают образы двух актрис. Одна из них – великая Мария Ермолова, которая любила играть свободолюбивых женщин.

«Ей удавалось покорить зрителей даже в тех спектаклях, на которые не выделялось практически ни копейки. Из того, что было, собирался реквизит, костюмы. Но Ермолова могла сделать так, что позавидовали бы самые дорогие спектакли», – рассказала замдиректора музея по научно-исследовательской и экспозиционной работе Наталья Буханцова.

На выставке есть кубок XIX века с портретами Ермоловой в роли Марии Стюарт и Элизы Рашель в роли Камиллы.

 

Ещё одна актриса – Гликерия Федотова – стала ученицей Щепкина, продолжательницей его заветов. Белгородцы могут увидеть её платье для роли леди Макбет и кацавейку, ставшую частью костюма Катерины в «Грозе».

Экспозиция рассказывает и об актёре Павле Мочалове, и о Прове Садовском, который написал письмо Щепкину. Михаил Семёнович принял Садовского в своём доме и многое дал ему для развития личности. Впоследствии Садовского считали выдающимся исполнителем ролей в пьесах Александра Островского.

Открытие выставки в Белгороде посетили московские актрисы Елена ШкурпелоНадежда Исаева, театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ Ника Косенкова. Французская актриса Жоэль представила монолог Сирано де Бержерака.

«Проработав 40 лет в театральном училище имени Щепкина, я хорошо чувствую, в чём смысл и суть этой русской щепкинской школы. Сценическое искусство передалось нам из рук в руки. Многие вещи в системе воспитания актёра сохранились. Память о Щепкине чтится в училище. При входе на второй этаж размещён огромный текст Михаила Семёновича, смысл которого в следующем: если ты пришёл на сцену – или священнодействуй, или убирайся вон. С этим заветом мы и живём», – рассказал педагог-хореограф Виктор Тейдер.

Экспозицию дополнили интересные детали: зрительные трубки XIX века, веер актрисы Живокини, театральные афиши.

Выставка продлится до 30 ноября.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×