В экспозицию с лаконичным названием «КанищевКартины» вошли чуть более ста работ, созданные за последние 20 лет. Как признаётся сам художник, полотна для выставки подбирал по театральному принципу: «чтобы было чем удивить».
Познакомиться с манерой и стилем курянина белгородцы могли и раньше: его работы не единожды экспонировали в областном центре на групповых выставках, например, в международном художественном проекте «Взгляд с высоты птичьего полёта», конкурсе на соискание премии в области изобразительного искусства «Прохоровское поле» и других выставках. Однако, отмечает Владимир Канищев, персональная выставка на родине была его давней и теперь уже осуществлённой мечтой.
«На своих холстах Канищев словно спектакль разыгрывает, притом что во всех своих произведениях он интерпретирует насущное», – так охарактеризовал творчество коллеги белгородский художник, куратор проекта «Взгляд с высоты птичьего полёта» Григорий Новиков.
А те, кто видел его работы не однажды, замечают: узнать их и выделить из ряда других очень легко. Сам Владимир говорит на это, что работы его узнаваемы не благодаря присущей ему художественной манере, а вопреки:
«Свой стиль я могу назвать по‑разному, если хотите. Но я считаю, что мой стиль – это отсутствие стиля. Стиль – это, скорее, явление коммерческое. Он нужен, чтобы узнавали именно тебя. А для меня стиль – изобразительное средство».
http://www.liveinternet.ru/stat/belpressa.ru/index.html?period=week
Чтобы в полной мере оценить экспозицию, достаточно лишь на время отстраниться от собственного будничного мироощущения и следовать за восприятием автора по временам и локациям, по ярко-цветным и серо-будничным воспоминаниям.
Вот мы с художником («Что касается «Субботнего вечера…», то скажу вам, что однажды мой приятель побывал в точно такой ситуации», – Канищев) попадаем на деревенскую дискотеку – драку на картине «Субботний вечер. Ретроспекция», а вот уже топчемся в узком лестничном пролёте «Пятого этажа» или же, застыв на мгновение, погружаемся в, казалось бы на первый взгляд, простой замысел триптиха «Время».
Бродить по Вселенной художника, периодически возвращаясь к чему‑то земному, например пленэрному пейзажу, можно бесконечно. Главное помнить, что основа работ Канищева – это метафоризм и таинственность, как говорит он сам, остранённость.
«Я тяготею к метафизичности, вневременному, – говорит о себе Владимир Канищев и предлагает рассматривать его творчество не через символы, а глубже – через архетипы. – Я проиллюстрирую это двумя рок-певцами. Давайте возьмём Гребенщикова и Цоя. Почему Цой более популярен, при том что Гребенщиков более сложен, метафоричен в плане образов, поэзии? У Цоя была бешеная популярность, потому что он чувствовал архетипы как никто другой. В трёх строчках: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль» у каждого родится своя картинка. Для меня это момент важности и необходимости. Тогда я понимаю, что затронул что‑то большое и важное не только для меня одного».
Познакомиться с мироощущением Владимира Канищева можно в «Родине» до 31 июля.
Оксана Придворева