Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 июня 2016, 16:26
 Оксана Придворева 4980

Ростовская финифть: истории в миниатюре

О народном ремесле Ростова Великого рассказывает новая выставка в Белгородском государственном художественном музее

Ростовская финифть: истории в миниатюре Фото Вадима Заблоцкого
  • Оксана Придворева
  • Новость

250 экспонатов – от головного убора священнослужителя конца XVIII века до современной броши – предоставил Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Поколесив по российским городам четыре года, выставка добралась в Белгород.

Ростовская финифть стоит в одном ряду с павловопосадскими платками, жостовским подносом, вятским кружевом – всё это народные художественные промыслы, ставшие известными в разное время не только в России, но и за рубежом.

Так что такое финифть? Это живопись по эмали. На тонкий металлический лист – медный, серебряный или золотой – наносят цветное стекловидное покрытие. Его расписывают специальными красками, в основе которых тоже стекло, и обжигают при температуре около 800°.

«Финифть (с греческого «фингитис») – «мерцание», «блестящий камень». Финифть может храниться тысячелетиями, как драгоценные камни, и не терять своего блеска. За это она ценится на их уровне и часто с ними соседствует», – объясняет Ирина Зубец, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Ростовского кремля.

Эмальерный промысел в Ростове зародился во второй половине XVIII века. Из этой эпохи – несколько экспонатов выставки, например митра – головной убор священнослужителя, украшенный финифтью.

Чуть моложе, из XIX века, – иконы, образы святых, гравюры с библейским сюжетом. В их ряду и дробницы – миниатюрные вставки для украшения обложек священных книг, богослужебных облачений, царских врат в храме. В фондах Ростовского кремля их немного: в отличие от, говоря современным языком, товаров массового потребления, например эмалевых образков, дробницы изготавливали гораздо реже и на заказ.

А финифтяная текстовая пластина с отрывком из 11-й главы Евангелия от Марка, датированная XIX веком и представленная в экспозиции, считается уникальной: аналогов ей не найти в российских музеях. Это одна из особенностей народного промысла вообще, говорит Ирина Зубец: изделия ручной работы изготавливали в одном экземпляре, поэтому увидеть где‑либо две совершенно одинаковые ростовские финифти невозможно.

К концу XIX века мастера Ростова Великого рисовали портреты, в миниатюре отражали пейзажи родных мест. Однако через время это перестало пользоваться спросом, не выдержав конкуренции с более дешёвым дагеротипом. Мастера освоили новое пространство – бытовой предмет. Письменные принадлежности, шкатулки, табакерки засияли ростовской финифтью.

В XX веке она стала авторской и одновременно выросла в масштабах (в 1960 году в городе открыли фабрику «Ростовская финифть»), прошла через соцреализм, сохранилась в портретах; мастера новой эпохи – выпускники художественных училищ – освоили в этой технике историческую и сказочно-бытовую миниатюры.

А 1970–80-е годы – это ещё и эпоха финифти в украшениях. В экспозиции – мечта модницы того времени: кримпленовое платье с подвеской из финифти, скани и зерни (медного кружева с вкраплениями-шариками – прим. ред.). Кстати, украшения из финифти, преимущественно цветочные, популярны и сегодня.

Выставку в Белгороде завершат 15 августа. Параллельно с ней в музее устраивают мастер-классы по росписи финифти. Ближайшие – 24 июня в 11:00 и 15:00.



Выставка «Ростовская финифть: от иконы до украшения» проходит при поддержке группы компаний «Эфко» и Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры Белгородской области «Наследие».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×