Год 1954-й. Районное отделение областной конторы по прокату фильмов Курской области перестаёт существовать. Вместо неё возникает Белгородская областная кинопрокатная организация. Не очень развитая киносеть охватила города, районные центры и те сёла, где к тому времени уже построили дома культуры и клубы, в которых установили кинопроекционное оборудование. В остальных уголках области фильмы демонстрировали благодаря передвижным установкам.
Где белгородцы смотрели и смотрят кино?
Кинотеатр «Челюскин» (бывший «Иллюзия» («Иллюзион» до революции), закрыли в 1960-м) был единственным кинотеатром в Белгороде в то время (кинотеатры в районных центрах размещали в приспособленных помещениях). Чуть позже горожане смотрели кино ещё и во Дворце культуры железнодорожников и в специализированном, детском «Родина» (открыли в 1955-м, снесли в ноябре 2003-го). А летом заполняли площадки летних кинотеатров. Одним из таких был «Октябрь» в парке имени В. И. Ленина (возвели в 1957-м).
«Победа» – первый в области широкоэкранный кинотеатр с двумя залами. Его стройку начали в 1956-м, завершили через четыре года. А первый фильм показали в 1961-м. Ещё через восемь лет появилась «Радуга», рассчитанный на 537 мест. Его экран форматом 20 х 9 метров был крупнейшим в Черноземье.
В 1990-е открыли киноцентр «Русич». В нём четыре зала, на 293, 169, 136 и 76 мест. К слову, к началу перестройки областная киносеть располагала 957 государственными, 111 профсоюзными, 267 ведомственными киноустановками.
В 2009-м в Белгороде появился в «Синема Стар» – кинотеатр всероссийской сети. Через год – семизальный мультиплекс «Синема Парк». Осенью 2013 года – «ГриннФильм» с шестью залами на 1 200 мест.
Что касается кинотеатров в районах и городских округах области, то одни из самых крупных расположены в Губкине и Старом Осколе. Губкинский кинотеатр «Россия» – старейший из сохранившихся в регионе. Он был построен в 1957-м в честь 40-летия со дня революции 1917 года. Первое название его – «40-й Октябрь». Сегодня «Россия» – современный кинотеатр с одним залом на 170 мест.
К 1960-му Старый Оскол стал одним из центров кинофикации. Крупным кинотеатром области в то время считался старооскольский «Октябрь» (прекратил своё существование несколько лет назад) – его зал был рассчитан на 450 мест. Сегодня в Старом Осколе работает кинотеатр «Быль», который расположен в новой части города. Первый показ здесь прошёл в сентябре 1982-го. Пережил он и реконструкцию (завершилась в 2004-м). Теперь «Быль» располагает тремя залами: «красным» на 170 мест и «синим» на 500 мест, а также залом 5D. Есть в этом городе и два кинотеатра всероссийской сети «Чарли». Оформлены они в урбанистическом стиле: фойе напоминает метрополитен, а залы называются станциями.
Что смотрели и что смотрят?
В репертуаре современных кинотеатров – мировые и российские премьеры. А что смотрели белгородцы в прошлые десятилетия?
С начала создания фонд Белгородской областной кинопрокатной организации составлял 1 356 лент, художественных и документальных. А уже к концу 1960-х он достиг 25 тысяч фильмокопий. От великого немого до сегодняшнего высокотехнологичного кино Белгородская область прошла вместе с остальным миром долгий путь. Вид, жанры, содержание фильмов, возможности, открывающиеся благодаря техническому прогрессу, – за 60 лет в кинематографе многое изменилось. В советские годы белгородцам были доступны лучшие образцы отечественного кино, а также заслуживающие внимания зарубежные ленты.
Но интересно вспомнить те картины, которые непосредственно касались нашей земли и её жителей.
«М. С. Щепкин», «Инженер Глухов», «Генерал Н. В. Ватутин», «Академик Павловский» – документальные фильмы о наших выдающихся земляках пользовались популярностью.
Легендарная Первая конная армия зародилась в Великомихайловке Новооскольского района. И картине «Первая конная» успех был обеспечен – её посмотрели во всех точках государственной и профсоюзной киносети. Мемориал в честь героев Курской битвы открыли в 1973-м. И с этого времени в его зале боевой славы демонстрируют документальный фильм «На Курской дуге». Более двух миллионов человек увидели его. «Поле под Прохоровкой» – цветной документальный фильм, снятый на УСДФ по сценарию белгородского журналиста Н. Ф. Ряполова, посвящён крупнейшему танковому сражению Великой Отечественной. Его признали лучшим среди документальных кинолент на военно-патриотическую тему (1984 г.), а режиссёра П. В. Русанова наградили золотой медалью имени А. Довженко. Транслировали фильм более чем в 100 странах мира.
«Большую руду» по одноимённой повести Георгия Владимова создал Василий Ордынский. Фильм вызвал небывалый резонанс. Могло ли быть иначе, ведь белгородский железорудный бассейн КМА – гордость нашей области. Фильм снимала кинокомпания «Мосфильм» в Губкине. За шесть лет проката его посмотрели около трёх миллионов белгородцев.
Кинокартина «Свадьба с приданым» (1953) необычна тем, что это киноверсия постановки, созданной по пьесе Николая Дьяконова. Спектакль пользовался оглушительным успехом у зрителей. Собственно, поэтому и решено было перенести его на киноэкран. Поставил «Свадьбу» на сцене Московского театра Сатиры, а через несколько лет сделал его киноверсию Борис Равенских (с сорежиссёром Татьяной Лукашевич). Личность выдающегося режиссёра XX века (правда, в первую очередь театрального) и есть связующее звено между фильмом и Белгородской областью. Равенских провёл своё детство, школьные годы в Старом Осколе. Здесь он начал свой творческий путь – играл в драматическом коллективе, и в аттестате отмечен за особую актёрскую одарённость. Сейчас в здании, где занимался Равенских, – Старооскольский театр для детей и молодёжи, и, возможно, скоро на его фасаде появится мемориальная доска в память о режиссёре.
Комедия о двух влюблённых Ольге Степановой и Максиме Орлове – лучших бригадирах двух соревнующихся колхозов, из-за самолюбия не желающих уступить друг другу, – не теряла популярности на протяжении нескольких десятилетий. А песни, которые в ней прозвучали, – «Зацветает степь лесами», «На крылечке твоём» и «Хвастать, милая, не стану» Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова – стали всенародно любимыми.
Популярностью пользовалась и песня «Калина во ржи» в исполнении Людмилы Зыкиной, которая прозвучала в «Сумке, полной сердец» (1964). Фильм снял режиссёр Анатолий Буковский. В основе сценария – одноимённая повесть в новеллах Владимира Фёдорова. В селе Чистый Колодец находят богатые залежи железной руды, и его жизнь перестаёт быть размеренной и тихой. Наблюдает за суматохой сельский почтальон Арина и вспоминает, какой когда-то была жизнь… Съёмки проходили на территории Белгородской области – Корочанский район, меловые горы. И с участием белгородцев в массовых сценах.
«В то время мне было лет 16. Я училась в культпросветучилище на хореографа. И вот нам предложили поучаствовать в съёмке массовых сцен. Помню, было жарко, солнце палило. А мы стояли в ситцевых платьицах на одном из бугров меловых гор и провожали мужчин на фронт, – вспоминает белгородка Наталья Найдёнова. – Все, кого отобрали, испытывали непередаваемые эмоции: для нас это было чем-то грандиозным. К тому же за день нам платили 3 рубля – по тем временам немало. Тогда я принесла домой 9 рублей».
Белгородские пейзажи запечатлены на киноплёнке и в «Сказке про влюблённого маляра» (1987) – последней картине легендарного режиссёра Надежды Кошеверовой. Не одно поколение россиян выросло на её знаменитых сказках «Золушка», «Старая, старая сказка», «Приключения Буратино», «Царевич Проша», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», фильмах «Укротительница тигров», «Осторожно, бабушка!». Авторы сценария «Сказки про влюблённого маляра» Михаил Вольпин и Валерий Фрид написали сценарии к десяткам известных фильмов, актёры играли во многих популярных лентах.
В белгородских меловых горах возвели царство Кощея. А в съёмочный процесс «Сказки» вовлекли некоторых белгородских школьников. Ребята, которые тренировались в конноспортивной школе, участвовали в съёмках сцен верховой езды, порой дублируя даже главных героев сказки. Девчонки, занимавшиеся плаванием, исполнили роль русалок.
«В октябре 1986 года – я тогда училась в десятом классе школы № 1 и занималась плаванием в СДЮСШОР «Спартак» – к нам в бассейн пришла ассистент режиссёра Надежды Кошеверовой, чтобы отобрать несколько девушек на роль русалок, – вспоминает белгородка Татьяна Соловецкая. – Отобрали двоих – меня и Наталью Кондрашову».
Девушки много потрудились ради короткого эпизода – в кадре русалки появляются где-то на две минуты. Роли без слов, но две недели курсов актёрского мастерства девушкам всё-таки пройти пришлось.
«Потом была подводная подготовка в гидрокостюмах, – продолжает Татьяна. – Снимали в водоёме где-то под Разумным в начале ноября. Утром в день съёмок я посмотрела на градусник и ужаснулась: минус три. Пришлось делать несколько дублей. Очень замёрзли. Зато через год, когда фильм вышел на экраны, чуть ли не вся школа пошла в кинотеатр».
«Кома» (2012) – наиболее известная художественная лента из малочисленных белгородских полнометражек нашего времени. Её режиссёр – художественный руководитель студенческого театра Белгородского госуниверситета Пётр Харлов. Идея фильма принадлежит Эстебану Иррибаре – выпускнику БелГУ и актёру театра Харлова. «Кома» – история любви, дружбы и выбора молодых людей. Начинается она с приезда в Белгород студента из Эквадора Андреаса. А встречает его девушка Настя. Знакомится герой и с Настиным дедом, и с её молодым человеком Володей. Белгородка и эквадорец влюбляются друг в друга, но их счастье длится недолго – юноша тонет в Везёлке. После этого в фильме развивают две сюжетные линии: первая повествует о жизни семейной пары Насти и Володи после смерти Андреаса, вторая рассказывает о том, что будто бы герой не утонул, а здравствует и пишет на своей родине книгу о России.
Подготовлено по материалам «Белгородкино», книги «Пройдёмся по старому Белгороду» Александра Крупенкова, монографии «Частичка Родины. (Из истории г. Старого Оскола)» Николая Белых.