Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 мая 2016, 13:15
 Оксана Придворева 5196

«Прохоровское поле»: Война. Победа. Память

В Белгороде экспонируют работы соискателей международной премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства

«Прохоровское поле»: Война. Победа. Память Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

Выставка объединила около 200 участников из девяти областей России и из-за рубежа (Луганска, Харькова и впервые – из Киева), почти три сотни одобренных оргкомитетом работ, два экспозиционных пространства – Белгородский художественный музей и выставочный зал «Родина».

Премию «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства за лучшие произведения патриотической тематики присуждают каждые два года начиная с 2011-го в пяти номинациях. В этом году по традиции живопись и скульптуру разместили в художественном музее. В «Родине» экспонируют живопись, графику, декоративно-прикладное и храмовое искусство.

Творческих ограничений минимум: на суд жюри принимали произведения, созданные в последние два года, имеющие размеры и вес в пределах, определённых положением о конкурсе. В картинах, скульптурах, панно, иконах конкурсантов нашли отражение общечеловеческая память, израненная боями 70-летней давности, война и жизнь после неё, контрасты военного и мирного времён.

На открытии экспозиции «Прохоровское поле» корреспондент «БелПрессы» побеседовала с жюри и авторами об их видении патриотизма, ценности выставки и конкурсных работах.

  • Геннадий Правоторов.

Геннадий Правоторов, скульптор, народный художник России, член Российской академии художеств (Москва), представитель жюри:

«Главное в оценке работ – профессиональные достоинства. Жюри оценивает соответствие теме, не формальность, а правду, духовность, патриотизм. Мы этого слова не боимся, а наоборот, употребляем как важнейшую часть в определении достоинств. Важны достоверность, приближенность к теме. Это не значит, что нужна документальность. Нужна правда факта, психологическая, этическая и с профессиональных позиций. Жюри идёт и последовательно отсматривает работы. Некоторых мы можем узнавать – тех, кто о себе давно заявил. В основном же сама работа должна ответить за себя».

Анатолий Костяников, заслуженный художник России (Орёл):

«Орловцы представили на конкурс несколько десятков работ. В этот раз как никогда жёстко работал выставком, поэтому часть работ, предложенных нашими художниками, не была рекомендована на выставку. Эта выставка как никакая другая притягивает внимание художников к двум огромных темам – война и победа. Пожалуй, ни одна другая область, кроме Белгородской (за исключением, конечно, Москвы с её всероссийской выставкой «Победа»), не собирает под одну крупную тему всю Центральную Россию и регионы из-за рубежа.

На прошлой выставке я представлял картину «Васильки для прадеда» (за эту работу Костяников получил премию в номинации «Живопись» – прим. авт.). Сегодня здесь «Помяни меня, поле». Картина моя о войне, понятное дело. Офицер почти вплотную приближен к зрителю – это дань павшим. Всем, кто погиб на поле брани. Поэтому название картины такое. Я долго думал, как её назвать: «Прохоровское поле», «На безымянной высоте»… Но всё было как-то вторично. Потом вдруг неожиданно родилось – «Помяни меня, поле».

  • «Дебаркадер» Владимира Дайбова (Курск).

  • «Помяни меня, поле» Анатолия Костяникова (Орёл).

  • Гобелен Ольги Поповой (Белгород).

Владимир Дайбов, художник, председатель Курского реготделения Союза художников РФ (Курск):

«Эта выставка для меня не лозунг, не пустое слово, а большое историческое событие. У нас много любят говорить о патриотизме, подменяя понятия. А это – настоящий патриотизм. В это событие втягивается всё большее количество и художников, и зрителей. Я знаю, что все мои коллеги этого события ждут, готовятся. И это очень ответственно друг перед другом, потому что художник – это самый мощный критик.

Чем навеяны мои «Соседи» (в экспозиции выставки две работы Дайбова – «Соседи» и картина о плавучей пристани «Дебаркадер» – прим. ред.)? Детскими воспоминаниями, тёплыми соседскими отношениями. Зима проходила, наступала весна. А люди ждали, тянулись, хотелось погреться и на солнышке, и человеческим теплом. А сейчас… Это есть, конечно, но в многоэтажках, в этом муравейнике, не видно, незаметно. А раньше было зримо.

«Дебаркадер» – работа более философская. Я наблюдал эту картину в левитановском Плёсе: лет десять, а то и больше туда езжу. В первые годы на Волге был дебаркадер, привычный такой, неприметный. А когда он ушёл, это стало заметно. Но это только одна из мыслей. А вообще здесь и размышления о том, что ничто не вечно и всё когда-то уходит».

Вернёмся к экспозиции. Двухчастная, она своего рода энциклопедия. Россия молодая и её подвижники; страна, сражавшаяся и победившая. В лицах солдат, идущих в бой («Ползут, гады…» борисовца Александра Иванова, «Сын полка» белгородского скульптора Анатолия Шишкова) и погибавших («Помяни меня, поле» художника из Орла Анатолия Костяникова). В портретах ветеранов и тех, кто пережил войну («Память. Ушедшие свидетели» белгородца Ивана Чернышёва). В фигурах жён и матерей, получивших похоронки (панно «Скорбящая» Валентины Бочаровой из Старого Оскола); в едва уловимых мирных деталях на передовой (серия «У войны не женское лицо» Гиви Калмахелидзе из Орловской области). И даже Россия на пересечении времён с картины «Мир ловил меня» белгородца Иосифа Бобенчика, где сошлись вместе и философ родом со Слобожанщины Григорий Сковорода, и сам художник.

  • «Память. Ушедшие свидетели» Ивана Чернышёва.

  • «Ползут, гады…» Александра Иванова (Борисовка).

  • «Беженцы из Луганска. Осколок» Владимира Сизова (Тамбов).

  • «Снова весна» Николая Тынника (Курск).

Здесь же – страна настоящая и будничная, с её городскими пейзажами, куполами храмов и колоколами, зеленеющими и чернеющими полями, с раскрытыми настежь весной окнами и заметёнными снегом дорогами.

Одни мотивы вневременные. Например, «Снова весна» Николая Тынника из Курска – о гложущем одиночестве на склоне лет. Героиня условна, местность тоже. По мнению автора, запрограммированная недосказанность – то ли старушка детей ждёт в гости, то ли так каждый год встречает тепло – заставит многих задуматься.

Другие – жизнь в мире без войны – зазвучали мощнее на фоне внешнеполитической ситуации. Диптих киевлянина Виктора Шульги «Над полем битвы», несомненно, навеян верещагинским «Апофеозом войны». Он о бессмысленности и беспощадности кровопролития. На эту тему рассуждают и российские художники. Тамбовчанин Владимир Сизов представил на конкурс картину «Беженцы из Луганска. Осколок». Мать прижимает к груди ребёнка, в ладошке у него осколок снаряда – иконическая аллегория о хрупкой любви к ближнему и христианском смирении и всепрощении.

На следующий день после открытия выставки, 29 апреля, к двухдневной работе приступило жюри конкурса. Лауреаты – по одному в каждой номинации – получат премию в размере 75 тыс. рублей. Их наградят 19 мая на заседании попечительского совета военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле».

В художественном музее конкурсные работы экспонируют до 12 июня. В выставочном зале «Родина» выставку завершат 29 мая.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×