Творческая семья
Леонид Николаевич родился в уездном городе Бирюче.
«Его отец, Николай Евгеньевич, служил письмоводителем и делопроизводителем, а мать, Валентина Георгиевна, дочь зажиточного мещанина, воспитывала шестерых детей. Вечерами она играла на гитаре и пела романсы», – рассказал научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея Алексей Тельной.
Отец Барбарина был увлечён живописью: не только хорошо рисовал сам, но и учил детей.
«В 1913 или в 14 году это было… Отец привёз мне краски из Москвы. Оказалось, гуашь. «На, рисуй». Пробовал я рисовать на фанерках масляными красками, учился у иконописца, как грунтовать, присматривался и в церквях. Меня это интересовало – одежда, люди… Меня спрашивали: «Что ты всё рассматриваешь?» А я: «А того, что интересуюсь», – вспоминал Леонид Николаевич в одном из своих писем.
Педагог и карикатурист
После окончания Бирюченского уездного училища он отправился учиться рисованию в Москву. Но все планы нарушила Первая мировая война. Пришлось надеть шинель и на время забыть о творчестве.
Для Барбарина это была не последняя война. Участвовал он и в Гражданской, а после её окончания отправился жить в село Подсереднее Алексеевского района – там можно было скрыть своё происхождение. У семьи были дворянские корни, а это в те времена сулило преследования.
Жизнь постепенно налаживалась, Барбарин вольнослушателем стал посещать Ростовское художественное училище. Позже его назначили секретарём сельсовета. Через некоторое время пришлось оставить руководящую работу из-за учёбы на педагогических курсах. Скоро Леонид Николаевич стал учителем начальных классов, а в свободное время осваивал основы рисунка и станковой живописи.
Однажды его внимание привлекли рисунки и карикатуры, публиковавшиеся в московской газете «Беднота». Он отправил в редакцию несколько своих рисунков. Их напечатали. Это воодушевило художника, и вскоре он подготовил для издания карикатуры с остроумными подписями. Редактор «Бедноты» Михаил Ольминский во время летнего отдыха посетил Подсереднее, пообщался с Леонидом Николаевичем и пригласил его в столицу побывать в музеях и галереях, познакомиться с образцами искусства.
Через несколько лет Барбарин послал свои рисунки уже на конкурс карикатуристов, объявленный «Крестьянской газетой», и получил первую премию. В 1934 году издание опубликовало несколько его сюжетов. На одном из них крепкий мужчина возлежал на кровати, в то время как за окном шла жатва, со словами: «Говорят, уборка – экзамен для колхозников, в таком случае я – заочник». Вскоре Леониду Николаевичу предложили работать в «Крестьянской газете». Три года он жил в столице, где познакомился с Демьяном Бедным, Максимом Горьким, пообщался со многими другими интересными личностями.
О войне – ни рисунка
После возвращения в Подсереднее Барбарин работал учителем, занимался с ребятами в творческих кружках, дом его часто был полон детворы.
«К нему приходили ученики. Кого-то он обучал рисованию, кого-то – музыке. Леонид Николаевич был очень скромным и добрым. Никогда не сидел без дела. Смотришь в окошко – уже нашёл какую-то дощечку и что-то мастерит. Проходит время – и вот получилось какое-то изделие», – рассказала в музейной гостиной, посвящённой 120-летию со дня рождения Барбарина, его племянница – Мария Барыкина.
Шли годы, и в жизнь вновь вторглась война. Во время Великой Отечественной Барбарин воевал в составе 2-го Украинского фронта, был стрелком, домой вернулся с медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
11 лет из жизни художника украли войны. Но он не посвятил войне ни одной картины. Все его работы наполнены светом и радостью. Большинство их героев – крестьяне. Они то обрабатывают землю, то собирают урожай, то веселятся на праздниках.
Свадьба на три дня
Художник создал этнографические циклы «Времена года», «Народные праздники русского села». А «Свадебный обряд села Подсереднее» позволяет узнать все подробности сельской свадьбы. Сватать невесту идут крёстная мать жениха или сестра отца и сам отец. Как только договорились – помолятся. После этого обсуждаются свадебные приготовления и намечается пропой, на котором невеста раздаёт подругам холстину. После пропоя – сговор в доме невесты, где она первый раз назовет свёкра и свекровь батюшкой и матушкой. От церкви молодые едут вместе. Ко двору заезжают с востока. Отец встречает хлебом-солью. Мать берёт в руки веник и прометает дорогу с самой улицы к дому – селяне верят в порчу. В первый день свадьбы за стол сажают только невестин род. На второй день свадьба продолжается в доме невесты, а на третий – снова в доме жениха.
Леонид Барбарин также писал иконы, расписывал местный храм. Мастерил деревянную, украшенную резьбой мебель. В музее народной культуры села Подсереднего и местной школе хранятся его личные вещи, картины. Есть они и в Белгородском историко-краеведческом музее. Среди прочих экспонатов – скрипка Леонида Николаевича. Музыка была ещё одним его увлечением. Помимо того, что играл на скрипке и гитаре, он создал свой инструмент – арфеллу, заинтересовавшую специалистов экспедиции Московской консерватории по изучению фольклорных традиций села.
Всего три года не дожил этот энергичный человек до столетия. Трудолюбивый художник-самоучка не достиг больших высот в изобразительном искусстве. Но теперь без его рисунков не обходится почти ни один белгородский рассказ о народной культуре.