Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 марта 2016, 17:20
 Анна Кущенко 4297

По рисункам белгородского художника этнографы изучают народную культуру

17 марта исполнилось 120 лет со дня рождения художника, общественного деятеля и педагога Леонида Барбарина

По рисункам белгородского художника этнографы изучают народную культуру Картина Леонида Бабарина из этнографического цикла «Свадебный обряд села Подсереднее»
  • Анна Кущенко
  • Статья

В работах уроженца Бирюча, созданных в 50–70-х годах XX века, отразились быт села, народные праздники и обряды.

Творческая семья

Леонид Николаевич родился в уездном городе Бирюче.

«Его отец, Николай Евгеньевич, служил письмоводителем и делопроизводителем, а мать, Валентина Георгиевна, дочь зажиточного мещанина, воспитывала шестерых детей. Вечерами она играла на гитаре и пела романсы», – рассказал научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея Алексей Тельной.

Отец Барбарина был увлечён живописью: не только хорошо рисовал сам, но и учил детей.

«В 1913 или в 14 году это было… Отец привёз мне краски из Москвы. Оказалось, гуашь. «На, рисуй». Пробовал я рисовать на фанерках масляными красками, учился у иконописца, как грунтовать, присматривался и в церквях. Меня это интересовало – одежда, люди… Меня спрашивали: «Что ты всё рассматриваешь?» А я: «А того, что интересуюсь», – вспоминал Леонид Николаевич в одном из своих писем.

Педагог и карикатурист

После окончания Бирюченского уездного училища он отправился учиться рисованию в Москву. Но все планы нарушила Первая мировая война. Пришлось надеть шинель и на время забыть о творчестве.

Для Барбарина это была не последняя война. Участвовал он и в Гражданской, а после её окончания отправился жить в село Подсереднее Алексеевского района – там можно было скрыть своё происхождение. У семьи были дворянские корни, а это в те времена сулило преследования.

Жизнь постепенно налаживалась, Барбарин вольнослушателем стал посещать Ростовское художественное училище. Позже его назначили секретарём сельсовета. Через некоторое время пришлось оставить руководящую работу из-за учёбы на педагогических курсах. Скоро Леонид Николаевич стал учителем начальных классов, а в свободное время осваивал основы рисунка и станковой живописи.

  • Леонид Барбарин.

  • Леонид Барбарин.

Однажды его внимание привлекли рисунки и карикатуры, публиковавшиеся в московской газете «Беднота». Он отправил в редакцию несколько своих рисунков. Их напечатали. Это воодушевило художника, и вскоре он подготовил для издания карикатуры с остроумными подписями. Редактор «Бедноты» Михаил Ольминский во время летнего отдыха посетил Подсереднее, пообщался с Леонидом Николаевичем и пригласил его в столицу побывать в музеях и галереях, познакомиться с образцами искусства.

Через несколько лет Барбарин послал свои рисунки уже на конкурс карикатуристов, объявленный «Крестьянской газетой», и получил первую премию. В 1934 году издание опубликовало несколько его сюжетов. На одном из них крепкий мужчина возлежал на кровати, в то время как за окном шла жатва, со словами: «Говорят, уборка – экзамен для колхозников, в таком случае я – заочник». Вскоре Леониду Николаевичу предложили работать в «Крестьянской газете». Три года он жил в столице, где познакомился с Демьяном Бедным, Максимом Горьким, пообщался со многими другими интересными личностями.

О войне – ни рисунка

После возвращения в Подсереднее Барбарин работал учителем, занимался с ребятами в творческих кружках, дом его часто был полон детворы.

«К нему приходили ученики. Кого-то он обучал рисованию, кого-то – музыке. Леонид Николаевич был очень скромным и добрым. Никогда не сидел без дела. Смотришь в окошко –  уже нашёл какую-то дощечку и что-то мастерит. Проходит время – и вот получилось какое-то изделие», – рассказала в музейной гостиной, посвящённой 120-летию со дня рождения Барбарина, его племянница – Мария Барыкина.

Шли годы, и в жизнь вновь вторглась война. Во время Великой Отечественной Барбарин воевал в составе 2-го Украинского фронта, был стрелком, домой вернулся с медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

11 лет из жизни художника украли войны. Но он не посвятил войне ни одной картины. Все его работы наполнены светом и радостью. Большинство их героев – крестьяне. Они то обрабатывают землю, то собирают урожай, то веселятся на праздниках.

Личные вещи Леонида Барбарина.
Личные вещи Леонида Барбарина.
Фото Анны Кущенко

Свадьба на три дня

Художник создал этнографические циклы «Времена года», «Народные праздники русского села». А «Свадебный обряд села Подсереднее» позволяет узнать все подробности сельской свадьбы. Сватать невесту идут крёстная мать жениха или сестра отца и сам отец. Как только договорились – помолятся. После этого обсуждаются свадебные приготовления и намечается пропой, на котором невеста раздаёт подругам холстину. После пропоя – сговор в доме невесты, где она первый раз назовет свёкра и свекровь батюшкой и матушкой. От церкви молодые едут вместе. Ко двору заезжают с востока. Отец встречает хлебом-солью. Мать берёт в руки веник и прометает дорогу с самой улицы к дому – селяне верят в порчу. В первый день свадьбы за стол сажают только невестин род. На второй день свадьба продолжается в доме невесты, а на третий – снова в доме жениха.

Леонид Барбарин также писал иконы, расписывал местный храм. Мастерил деревянную, украшенную резьбой мебель. В музее народной культуры села Подсереднего и местной школе хранятся его личные вещи, картины. Есть они и в Белгородском историко-краеведческом музее. Среди прочих экспонатов – скрипка Леонида Николаевича. Музыка была ещё одним его увлечением. Помимо того, что играл на скрипке и гитаре, он создал свой инструмент – арфеллу, заинтересовавшую специалистов экспедиции Московской консерватории по изучению фольклорных традиций села.

Всего три года не дожил этот энергичный человек до столетия. Трудолюбивый художник-самоучка не достиг больших высот в изобразительном искусстве. Но теперь без его рисунков не обходится почти ни один белгородский рассказ о народной культуре.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×