Пушкинка объединяет
В этом году выставка получилась не совсем в привычном формате: из более чем 40 работ лишь четыре выполнены профессиональным художником – преподавателем кафедры графического дизайна и медиатехнологий БГИИК Миладой Исаевой. Основатель выставочного проекта Анатолий Федоренко, который в 2014-м демонстрировал наряду со студентами собственные произведения, на этот раз намеренно решил ограничиться ролью куратора.
«Места не хватило», – пошутит мастер, напомнив: изначально проект зарождался именно как возможность для студентов прочувствовать этот долгий творческий путь – от возникновения эскиза до вернисажа.
Выставку посвятили книжной иллюстрации – теме, отвечающей специализации Пушкинской библиотеки-музея. В 2013 году там запустили масштабный проект «Художники пишут книги», в рамках которого известнейшие авторы книжной иллюстрации посетили Белгород с мастер-классами. Одним из гостей стал профессор «Мастерской книги» МГАХИ им. В. А. Сурикова Герман Мазурин, познакомивший не одно поколение читателей с визуальными образами Тома Сойера и Гекльберри Финна, Старика Хоттабыча, Дяди Стёпы, Каштанки и многих других персонажей. Проект завершили выставкой-конкурсом, в котором Милада Исаева с иллюстрациями к роману Пушкина «Дубровский» взяла первое место в номинации «Профессиональный художник».
«Кстати, Мазурин был моим учителем, – вспоминает Милада. – Меня он, конечно, не помнит, потому что вёл занятия всего один год, на первом курсе, а потом нас уже передали другим педагогам и распределили по мастерским».
Милада оказалась в мастерской книжной графики и окончила Суриковский институт по специальности «искусство книги», с 2001-го работает в Белгороде. За годы учёбы и профессиональной деятельности прочно утвердилась в мысли: профессия иллюстратора – тяжёлый, кропотливый труд, а высшее мастерство художника-графика – иллюстрации, выполненные пером и тушью.
«В них сразу видна манера, сразу понятно, умеет художник рисовать или нет, – поясняет Милада. – Всё видно, не спрячешься за цветом, за пятном. Всё говорит линия: аккуратная, или дрожащая, или темпераментная».
Скоро сказка сказывается, нескоро рисуется
Линии Милады разнохарактерны, а рисунки напоминают гравюры: на выставке она представляет иллюстрации к фантастической повести Кира Булычёва «Приведений не бывает» из цикла о приключениях девочки из будущего Алисы. Героиня с помощью машины времени оказывается в Средневековье и попадает в мрачный старинный замок, где всё дышит тайной и пугает неизвестностью.
«Мне нравится фантастика, и взрослая, и детская, – рассказывает автор. – Причём детские книги иллюстрировать даже интереснее: их образы можно сделать гротескными, чего не допускает книга для взрослых. В момент работы над «Привидением…» было как раз такое настроение: хотелось рисовать монстров, похулиганить для себя. Но монстры при этом должны быть не очень уродливыми, а немножко симпатичными и даже привлекательными. Когда страшные вещи преподносят в юмористическом виде, они уже не так страшны. Хотя я не сторонник мрачного искусства – мне нравится жизнерадостные произведения».
Во времена учёбы Исаевой-студентке произведения для иллюстрирования выбирали преподаватели. Исаева-педагог не ограничивает своих учеников ни в выборе темы, ни в выборе материалов. Ограничениями для них являются лишь собственные умения и навыки: какие техники успели освоить – в тех и работают, что усвоили на уроках рисунка и живописи – то и применяют. Так, студенты 2–3-го курса пока не изучали основы человеческой анатомии, а потому тренируются «на кошках»: рисуют животных или насекомых и до 5-го курса будут иллюстрировать преимущественно детскую литературу. Над одной книгой ребятам предстоит работать в течение всего семестра.
Второкурсница Юля Коломыцева взялась за акварель, вдохновившись стихотворением Сергея Михалкова «Лесная академия»:
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
Первое же четверостишие подсказало начинающей художнице образ главного лесного учёного – её жук щеголяет в очках и профессорской мантии, а вот образ Мухи-ученицы в тексте не прописан – пришлось искать самой:
«Несколько раз перечитывала произведение, выбирала сюжет. Пришлось сделать много эскизов, чтобы проработать эмоции, подобрать цветовое решение, в том числе фона, чтобы персонажи в него вписывались. Сначала рисовала реалистичных насекомых, а уже потом пыталась их стилизовать, очеловечить. У них круглые личики – это мой стиль».
Студентку 3-го курса Наталью Корост педагоги отмечают за мастерство и трудолюбие – она оформила уже четыре книги, одну из которых – сказку «Серая звёздочка» Бориса Заходера – отправили на творческий конкурс, посвящённый Году кино (туда принимают иллюстрации к экранизированным произведениям). На выставке представлены две её работы: сочная и тёплая акварель к сказке Евгения Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и сделанные в смешанной технике (акварель, проработанная тушью и гуашью) иллюстрации к сказке братьев Гримм «Заяц и Ёж». Последние фактически составляют готовую книгу.
«На 2-м курсе студентам дают задания маленького объёма – нарисовать две-три картинки. Потом объём увеличивается. Так, на 3-м курсе они уже делают и обложку, и форзац, и страничную иллюстрацию – спусковую, концовку, и титульный лист. А Наташа Корост – очень одарённая девочка, иногда мне кажется: она переплюнет меня по работоспособности», – отмечает Милада Исаева.
По следам Косенкова
Большую часть экспозиции занимают работы учеников Анатолия Федоренко, которые пробуют себя в настоящей гравюре, в технике сухой иглы (к примеру, «Маленький Принц», «Ревизор»). Многие произведения напоминают офортные, однако таковыми не являются: на отшлифованной цинковой или медной доске жёстким инструментом с силой процарапывают рисунок, сверху накатывают краску и печатают. Такая техника не требует травления, и каждая работа печатается лишь единожды, в отличие от офорта, для занятия которым вузу пока не хватает необходимого оборудования.
«Хотелось бы, чтобы у нас были мастерские по печатной графике – она просто создана для книги! – сетует Исаева. – Литография, линогравюра, литография, офорт… Косенков делал потрясающие ксилографии. А многие студенты даже не знают, кто такой Косенков. И это очень обидно и странно, потому что он действительно наше достояние».
О Косенкове, оценивая работы молодых иллюстраторов, вспомнит и член Союза художников Виктор Иванчихин:
«Если вы пойдёте по этому пути, то это будет непростой, нелёгкий, но бесконечно интересный путь, – заметил он. – А представленные сегодня работы интересны, имеют свой характер, хорошее композиционное решение, выполнены в материале, в котором сегодня мало работают. Это говорит, возможно, о возрождении книжной иллюстрации Белгородчины».
Ещё одна интересная техника, освоенная будущими книжными графиками – граттаж (воскография), который не требует печати, однако визуально имитирует ксилографию: белые линии рисунка остаются на залитом чёрной тушью фоне. Таковы иллюстрации к «Войне миров», «Мастеру и Маргарите», «Преступлению и наказанию», «Приключениям Шерлока Холмса», «Убить пересмешника» Харпера Ли – старшекурсникам уже по силам работать с более серьёзной литературой.
«Выставки книжной иллюстрации особые и специфические, – напомнила Милада Исаева. – Каждую работу нужно рассматривать очень долго, смотреть не слишком поверхностно, пытаться вспомнить е произведение. Это заставляет зрителя вернуться к интеллектуальной работе: если не перечитать его, то хотя бы вспомнить экранизацию».
Оценить выставку «Мастера/студенты» можно до 11 апреля.
Елена Байтингер