В темной комнате, на белом экране...
Сотрудники музея, приурочившие выставку к Году российского кино и 120-летию первого киносеанса в России, не могли обойти стороной тех, кто стоял у истоков киноискусства. Поэтому в экспозиции есть и фотография братьев Люмьер, и снимок летнего сада «Аквариум», где прошёл первый российский публичный киносеанс.
До Белгородского края кино добралось чуть позже. Синематограф в Старом Осколе открыли в 1908 году. Горожанам показывали фильмы братьев Люмьер «Прибытие поезда» и «Выход рабочих с фабрики». Зайдя в помещение, зрители видели задрапированные темной тканью стены, завешанные плотными портьерами окна. На одной из стен красовался белый экран в чёрной раме, сбоку от кресел стояло фортепиано для тапёра – так называли музыканта, озвучивавшего немые сцены.
На фотографиях, запечатлевших первых киноактёров, находим нашего земляка Георгия Зелонджева-Шипова. Он был также и сценаристом, режиссёром. Его прославил фильм Александра Довженко «Сумка дипкурьера». Сюжет кинокартины основан на реальных фактах: после убийства за рубежом советского дипкурьера Теодора Нетте его сумку похищают английские шпионы, а затем её отбирают моряки корабля, отплывающего в Ленинград. Агенты разведки пытаются захватить дипломатическую почту, но моряки проявляют невероятную находчивость, чтобы доставить её в Советский Союз. Этот фильм демонстрировали даже за рубежом. Но сейчас его не удастся посмотреть целиком – две части утеряны.
Зелонджев-Шипов написал сценарии к кинокартинам «Пять минут» и «Чёрный парус». Одним из операторов «Чёрного паруса» был другой наш земляк, авиатор Николай Анощенко. В 1913 году, создавая учебные пособия по воздухоплаванию, Николай Дмитриевич освоил киносъёмочную технику и так увлекся, что спустя время сделал ряд изобретений в этой области, стал снимать документальные и художественные фильмы.
Из-под его пера вышли многие киноучебники и книги, Анощенко был заведующим отделом журнала «Кино, театр и жизнь». Свой вклад он внёс и в создание цветных фильмов.
Звёздная плеяда
Ещё одна небольшая часть экспозиции рассказывает о белгородских писателях, по произведениям которых были сняты фильмы. Например, в 1970-х экранизировали дилогию Филиппа Наседкина «Русская нива», состоящую из романов «Великие голодранцы» и «Красный чернозём».
А как любили советские зрители «Свадьбу с приданым»! Этот музыкальный спектакль, режиссёром которого стал Борис Равенских, проведший всё детство на Белгородчине, пользовался таким успехом, что решено было создать его киноверсию.
Мы можем гордиться и уроженцем Уразово, главным Дуремаром страны – Владимиром Басовым. В какой бы роли он ни играл – серьёзного милиционера в «Операции Ы», криминального авторитета Стампа в «Приключениях Электроника», полотёра в «Я шагаю по Москве» – всегда становился украшением фильма. Но известен он не только как актёр, но и сценарист и режиссёр.
В звёздную плеяду наших земляков входит и красавец-актёр с чарующим голосом Николай Сличенко.
В города и сёла
На выставке можно увидеть различную кинотехнику. Только приоткрой шторку – и окажешься в реконструированной будке киномеханика. Киноустановку СК-1000К привезли сюда с мемориала в честь героев Курской битвы.
О труде киномехаников в тематической музейной гостиной рассказал заслуженный работник культуры РСФСР, бывший главный инженер кинотеатра «Радуга» Пётр Медведев.
«К кино я приобщился в десять лет. Тогда впервые попал в киноаппаратную сельского клуба и многому там научился. После окончания школы поступил в Воронежскую школу киномехаников, потом работал на кинопередвижке с киноустановкой «Украина-4». Приходилось на телеге или на кузове автомобиля перевозить всё оборудование, обслуживал четыре села в Корочанском районе. Был кинорадиомехаником и во время службы в армии, обеспечивал кинопоказ для полка», – вспоминает Медведев.
20 лет он проработал в «Радуге» и помнит те времена, когда количество посетителей кинотеатра за день достигало 6 000!
Довелось ему работать и инженером в областном управлении кинофикации:
«На 1973 год в регионе работало 1 237 киноустановок. Это максимальное число. Практически все села Белгородской области были охвачены кинопоказом».
Некоторая техника, представленная на выставке, в своё время принадлежала ростовчанам: в Белгородской области работал кинокорреспондентский пункт Ростовской киностудии. В его составе были кинооператор, водитель, осветитель, звукооператор и бухгалтер. Команда выпускала киножурнал «Время», федеральную программу «Кинолетопись России. Летопись Белогорья» и кинопериодику о важнейших событиях трудовой жизни края.
В 1935 году в кинотеатре «Челюскин» прошёл первый звуковой сеанс. Через неделю после этого белгородцы увидели фильм «Чапаев». А вскоре в репертуаре кинотеатра появились и другие звуковые кинокартины: «Золотые огни», «Партизанская дочь», «Тихий Дон» и «Путёвка в жизнь». В 1936 году первый звуковой фильм показали в Ракитном.
Помимо «Челюскина», позже кино стали смотреть в ДК железнодорожников, в 1955 году появился специализированный детский кинотеатр «Родина», зрители любили и летний кинотеатр «Октябрь».
В 1956 года началось строительство первого в области широкоэкранного кинотеатра с двумя залами «Победа», а через четыре года он распахнула свои двери.
Бывший директор Белгородской районной киносети Иван Литвин на встрече в музее с воодушевлением поделился воспоминаниями о том, как кино было востребовано и успешно достигало своих зрителей не только в городах, но и сёлах. Раз в неделю по кольцу между деревнями перевозили аппаратуру и ленты и организовывали показы. В 1970–80-х годах, когда кинопромышленность окрепла, заводы стали выпускать специальное оборудование, киносеть получала технику, которая уже устанавливалась на стационарные площадки. Работники киносети всегда старались завлечь читателя какими-нибудь акциями.
«Мы печатали киноабонементы, ходили с ними в коллективы и распространяли. Это было своего рода поощрение. Когда шли хорошие фильмы, очереди за билетами выстраивались очень большие. А тут человек приходит с абонементом в клуб – и без очереди проходит на показ», – рассказал Иван Поликарпович.
Кино белгородцы хотели не только смотреть, но и снимать.
«В ДК «Строитель» (ныне это Центр молодёжных инициатив) работала кинолаборатория любителей. На выставке можно увидеть фотографии и технику, с помощью которой они и в зной, и в снег снимали исторические фильмы. Это киносъёмочные аппараты «Красногорск» и «Красногорск-3», – рассказала научный сотрудник историко-краеведческого музея Анастасия Рышковская.
Приз профессора кинематографии Анощенко, который вручали лучшему киномеханику; открытки со звёздами кино, которые трепетно собирали наши бабушки и дедушки; кадры из «Влюблённого маляра», «Большой руды», «Сумки, полной сердец» и других фильмов, снятых на Белгородчине... Чего только не собрали музейщики, чтобы рассказать захватывающую белгородскую киноисторию! Здесь можно даже посмотреть отрывки из многих упомянутых фильмов и кинохроник. Выставка продлится до 18 мая.