Напомним, в 2011-м у здания БелГУ на Студенческой улице появился первый монумент – Ивану Бунину. Потом открыли ещё четыре – Михаилу Шолохову, Александру Солженицыну, Борису Пастернаку и Иосифу Бродскому. Автором всех скульптур стал заслуженный художник России Анатолий Шишков.
В сентябре 2015 года, открывая памятник Бродскому, ректор вуза Олег Полухин задумался, не подать ли заявку в книгу Гиннесса. Менее чем через год его идея воплотилась: аллею нобелевских лауреатов действительно внесли в книгу рекордов – правда, пока России. БелГУ отправил заявку, прикрепил к ней доказательства рекорда – фотографии и описание памятников – и через некоторое время официально стал вузом-рекордсменом.
«Безусловно, это почётно, – комментирует достижение Полухин. – Я знаю три или четыре таких факта в Белгородской области, которые тоже удостоены чести быть занесёнными в Книгу рекордов России».
– Олег Николаевич, а что с Книгой Гиннесса?
– Мы хотели попасть с этим проектом и в Книгу рекордов Гиннесса, потому что действительно в мире нет аналогов такого замысла и его практической реализации, тем более в таком высокохудожественном исполнении. Мы продолжаем его продвигать. Будем считать, что половину пути уже прошли, будем делать всё, чтобы мы в ней оказались.
– Аллея может быть продолжена?
– Там уже нет места. Но если будут лауреаты Нобелевской премии, с удовольствием будем продолжать эту идею – там или в другом месте. Кстати, когда завершали аллею, мы договорились о том, что вокруг этих образов должна идти серьёзная содержательная работа, связанная с изучением творчества этих писателей. Чем мы сегодня и занимаемся – более углублённо, более интересно, в несколько иных формах, чем это было ранее. Мы пытаемся изучать и пропагандировать внутри университета и за его пределами всё то, что они создали.
– Если аллея нобелевских лауреатов продолжится, ваять монументы поручите Шишкову?
– Думаю, если будут желающие, мы готовы и на конкурсной основе это делать. Но в данном случае, я думаю, что сотрудничество с Анатолием Шишковым себя уже зарекомендовало и утвердило на практике. По общему мнению, он один из тех людей, которые и душой, и сердцем пропускают через себя идею создания скульптурных композиций, и у него это очень здорово получилось. Значит, почему бы и нет? Сейчас вместе с ним мы думаем над тем, что изваять к 140-летию университета. Хотели бы создать образ, который бы символизировал и наш университет, и его историю, и, конечно, украшал бы Белгород, как украшает его центральное здание университета, которое стало символом, белгородской открыткой.
– У вуза сегодня есть другие проекты, которые могли бы претендовать на попадание в книгу рекордов?
– Было бы неплохо, если бы весь наш университет оказался в этой книге вместе со всеми своими идеями! Думаю, если ещё немножко постараться, мы могли бы с такой заявкой выступить и попытаться сделать так, чтобы она получила одобрение. А на самом деле у нас очень большие планы в связи с подготовкой и празднованием юбилея вуза. Мы хотели бы восстановить в памяти и сознании белгородцев выдающийся 140-летний путь этого учебного заведения. Это такая история, которая, конечно, заслуживает изучения и на которой надо учить патриотизму, гражданственности, воспитывать самые хорошие качества – не только в наших студентах, но у всех белгородцев.
Елена Байтингер