Праздник, возвративший улыбки
Шесть дней в мире кукол «Забавы-2015» превратились в масштабный праздник и для профессионального сообщества кукольников (режиссёров, актёров, художников, композиторов, драматургов, критиков), и для белгородских театралов. Праздник разных спектаклей, разных эстетик и жанров – от комедии до драмы. Праздник волшебных сценографических решений, визуальных ликов постановок, которые можно воспринимать как самодостаточные произведения искусства. Праздник кукол разных систем и их модификаций, любых форм и размеров – планшетных, тростевых, гапитных, марионеток, ростовых, перчаточных... Праздник сложной литературы и её оригинальных интерпретаций. Праздник, который возвратил улыбки.
В начале 1990-х «Забаву» придумали Ирина Лебедева (главный режиссёр Белгородского государственного театра кукол с 1983-го по 2000-й), Юрий Литвинов (тогдашний завлит) и Андрей Лукомский (в то время главный художник). Сегодня, находясь внутри фестивальной стихии и являясь её частью, Ирина Михайловна скажет:
«Наблюдаю «Забаву» и понимаю: моя жизнь удалась. Счастлива, что фестиваль возродился и расцветает. Что его движение собирает старых друзей и привлекает новых. Что здесь они живут большой творческой семьёй. И что происходящее в этом волшебном пространстве становится чудом для всех зрителей, особенно самых юных».
Между тем форум подошёл к концу. И названы имена главных его героев. Любопытно, что лучшими на «Забаве-2015» признаны спектакли для взрослых. На этом сделает акцент и председатель жюри, театральный критик Ольга Глазунова:
«Меня удивило, что треть спектаклей фестивальной афиши предназначены для подростков от 10 лет и старше – в театре кукол это не так часто случается. Хотя надо отметить, что в лонг-лист «Золотой маски» (национальной театральной премии, высшей в России – прим. авт.) всё больше попадают именно спектакли для взрослых».
Эксперимент ведёт к триумфу
Гран-при присудили театру Hand из болгарского Пловдива. От его трагифарса «Эскориал» (16+) ждали многого, и ожидания эти полностью оправдались. Театр Hand специализируется на клоунаде. Но чуть больше года назад, желая разрушить стереотип «театр кукол – театр исключительно для детей», труппа решилась на эксперимент создать спектакль для взрослых.
Для постановки режиссёр Веселин Бойдев выбрал «Эскориал» (1928), самую популярную пьесу бельгийского драматурга Мишеля де Гильдерода. Если сводить её к сухой схеме, то это одна из версий довольно известного бродячего сюжета о любви шута и королевы, о короле, предавшем их смерти. Но смыслы «Эскориала» не на поверхности. И сложный спектакль болгар заставляет размышлять над ними. Он есть философское иносказание о любви, предательстве и смерти, о множественных личностях внутри каждого из нас, о природе власти и безумия, об экзистенциальных тупиках и тотальном одиночестве.
Сценография лаконична и вместе с тем многозначна (художники – Ивайло Николов и Ива Гикова): мрачный гигантский каркас напоминает клетку, где томятся герои. Мрачная конструкция в его сердце предстаёт то лестницей в никуда, по которой отравленная королева отправляется в последний предел. То эшафотом. То троном испанского короля, восседая на котором он мнит себя демиургом, но, уступая его на несколько минут своей тени, шуту, уже испытывает кризис самоидентификации – где король, а где шут. Нет совершено никаких опор в карнавальной ирреальности мира-перевёртыша.
Исполнители ролей центральных персонажей – Димитр Николов (король) и Добрин Добрев-Додо (шут Фолиаль) – работали со своими планшетными куклами просто замечательно, крайне точно. Сомнений не было: кто-то из них обязательно получит фестивальный диплом «За лучшую актёрскую работу». И вот он – в руках Николова.
Тонко чувствуя куклу
Победу в этой номинации с болгарским актёром разделили три тонко чувствующих свою куклу артиста. Турецкий человек-театр Халюк Юдже награждён за роль Карагёза (спектакль «Карагёз – ведьмы и индийский факир» театра Tempo). Михась Климчук – за роль Коврина в мистическом спектакле «Чёрный монах. (Искушение)» по повести Чехова, совсем нетипичной для писателя. Постановка заслуженного деятеля искусств Белоруссии Виктора Климчука появилась на сцене белорусского театра «Лялька» (Витебск). Это режиссёрское исследование предела человеческого познания и ограниченных возможностей человека, рассуждение о том, кто есть гений и что есть норма. Тот очевидный факт, что Чёрный Монах – альтер-эго Коврина, подчёркивается сходством один в один кукол этих двух персонажей.
Наконец, Ирина Салтымакова признана лучшей за роль Белки в спектакле «Белка и Пумпурум». Сценическую жизнь парадоксальным сказкам нидерландского писателя Тоона Теллегена подарила Елена Евстропова, режиссёр Кемеровского областного театра кукол имени Аркадия Гайдара. Добрый, смешной и в то же время с оттенком лёгкой грусти, с чудесной запоминающейся музыкой (композитор – Глеб Успенский), «Белка и Пумпурум» рассказывает истории Белки и её друзей. Муравей, Слон, Ёжик – все они ищут какой-то другой жизни. Скажем, слон грезит о полётах и каждый раз взбирается на дерево, наверняка зная, что всё равно упадёт. Только Белка довольна, уверенная: счастье внутри.
Кстати, эту лирическую фантазию для Белки с оркестром члены детского жюри (председатель – Илья Абельмазов) определили как самый запоминающийся спектакль «Забавы-2015». Лучшей постановкой для взрослых юные судьи выбрали основанную на романе Эрика-Эммануэля Шмитта философскую притчу «Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу» Павла Акинина, главрежа Брянского областного театра кукол. Для самых маленьких – «Сказку наоборот» Людмилы Фёдоровой (театр кукол из Калининграда). Фёдорова поставила его по мотивам стихотворения «Кит и Кот» Бориса Заходера, выступив и автором инсценировки. «Сказку наоборот» отметили и специальным дипломом за фантазию и оригинальную игру с предметами и куклами. К слову, на белгородском фестивале состоялась его премьера.
Увезли с собой Забаву
Один из явных фаворитов «Забавы-2015» – спектакль «Волшебно кольцо». Он отмечен спецдипломом за актёрский ансамбль и стал лучшей постановкой форума по итогам зрительского голосования. Это диковинное сценическое чудо представил Московский областной государственный театр кукол. В высшей степени талантливо его сотворили лауреаты «Золотой маски» – режиссёр Алексей Смирнов и художник Виктор Никоненко. Собственно, и «Волшебно кольцо» попал в лонг-лист этой высшей Национальной театральной премии России.
Всем известная авторская сказка «Ванька-добрый» Бориса Шергина (автор инсценировки – Петя Трофимов) предстаёт по-новому в остроумном и трогательном спектакле с великолепно и сложно устроенным, продуманным до детали миром, который хочется рассматривать. Уже с первых его минут увлекает придуманная Трофимовым легенда о поморской птице счастья, которая оставила свои гнёзда и больше не возвращалась – то ли была, то ли нет, то ли правда, то ли выдумка. И живут в этих гнёздах герои, всё надеясь, что вот-вот на горизонте появится её силуэт, не понимая, что счастье не в мифической птице, а в каждом из нас – надо только осознать, почувствовать это. И только в конце они обретут эту истину.
Увёз с собой Забаву и Тульский государственный театр кукол. Одноактный кукольный балет «Петрушка» Александра Стависского поразил всех, став очевидной удачей фестиваля. Театральные эксперты в первую очередь обсуждали его форму, отмечая, что впервые встречают сценическую версию знаменитого балета Игоря Стравинского в театре кукол (хореограф – Алексия Белавина). Художнику «Петрушки», заслуженному деятелю искусств России Нелли Поляковой, присудили приз и диплом за лучшее художественное оформление спектакля. Действительно, визуальное решение очень фантазийно и красиво: история любовного треугольника Петрушки, Балерины и Арапа разворачивается в пространстве заснеженного городка с его масленичными гуляниями, каруселями, красочным балаганным театром... А труппе вручили спецдиплом за виртуозную работу с планшетной куклой. Кстати, помимо планшетки, здесь использовали и ростовые куклы, и перчаточные.
За лучшее музыкальное оформление спектакля отметили композитора Бориса Смирнова. Высоко оценили его музыкальное решение для спектакля «Серебряное копытце» Валерия Баджи и Московского детского камерного театра кукол.
Спецдиплом за смелый опыт интерпретации драмы Г. Ибсена «Гедда Габлер» достался спектаклю «Гедда Габлер»Натальи Слащёвой и Гомельского государственного театра кукол.
Зверь внутри нас
Приз и диплом за лучшую режиссуру, а также специальный приз телерадиокомпании «Мир Белогорья» вручили заслуженному артисту Украины, заслуженному деятелю искусств России Валерию Бугаёву. Главный режиссёр Курского государственного театра кукол представил на фестивале робинзонаду наших дней «Повелитель мух». Роман Уильяма Голдинга оказался в центре внимания Бугаёва и художника Виктора Никитина ещё в 1990-х. А вот претворить в жизнь идею спектакля получилось только десятилетия спустя. Май 2013-го – впервые не только в Курске, но и вообще в истории театра кукол России – «Повелитель мух» шагнул на подмостки.
Эта жёстокая антиутопия, воплощённая в сценическом пространстве, производит невероятно сильное впечатление. Особенно сегодня, когда мир снова так хрупок. Спектакль мощный и страшный в своей правде и вопросах, которые поднимает. Перед нами остров, где оказываются потерпевшие авиакатастрофу дети. И мы наблюдаем, что происходит с героями, вынужденными заново конструировать модель общества. Как сталкиваются заповеди-законы, благодаря которым человеческая цивилизация ещё существует, с алогичным фанатизмом, ведущим к хаосу разрушения. Как нивелируется индивидуальное сознание и возникает человек массы. И как эта масса преступает черту, порывая с законом земным и небесным. Как внутри в общем-то обычного, неплохого человека вырастает Зверь (Повелитель мух – Вельзевул – зло) и превращает его в свою марионетку, требуя всё новой крови.
Историю разыгрывают с помощью кукол. И кукловоды же формируют пластичную среду спектакля – подвижную субстанцию, трансформирующуюся то в омывающие остров воды, то в твердь с её различными ландшафтами (очень интересный и удачный режиссёрский ход). А подаётся история как воспоминания главных героев Ральфа и Джека: в живом плане их исполняют Дмитрий Сопов и Александр Титов. Судя по всему, замысел режиссёра в том, что загнанный в угол Джек-рассказчик пытается оправдаться за совершённый грех, в первую очередь – перед самим собой. Он растерян, он в отчаянии и приходит к раскаянию, и получает прощение (правда, Титов в воплощении этой трансформации непоследователен и порой неубедителен). Ведь в финале спектакля перед нами возникает безвинный, чистый ребёнок (или ангел?) и звучит музыка ангельского приветствия Аве Мария. Нам будто бы напоминают Евангелие от Матфея:
«Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное».