Созданные по определённым канонам изделия скрывали волосы женщины от чужих глаз, символизируя её добропорядочность. Оберегали её здоровье. Возможность увидеть и узнать, что носили наши праматери и по какому случаю, предоставляет Музей народной культуры, где проходит выставка «Головные уборы конца XIX – начала XX веков».
За 14 лет существования музея его сотрудникам удалось собрать редкий этнографический материал. Экспедиции по районам Белгородской области, а также близлежащей Курской позволили сформировать уникальные коллекции. Кроме прочего, из поездок они привозили элементы костюма. В наши дни их не так-то легко найти. Ещё сложнее отыскать головные уборы, украшения, обувь. Их и вовсе остались крохи.
Что носили замужние женщины и по какому случаю, подробно рассказала главный хранитель музея Лариса Якубенко. Первая из четырёх экспозиционных витрин представляет различные сороки – один из самых распространённых видов головных уборов того времени. Зрители могут увидеть сороку в разборе. В первую очередь женщина надевала роги. У древних славян этот элемент считался обязательным, поскольку являлся оберегом, символом Лады – богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви. Закрепив роги, закрывали волосы с затылка и боков позатыльником. Только потом водружали сороку. В её узоре читается южнорусский крест – символ плодородия. Носили сороку лишь по большим праздникам – Пасха, Троица, Рождество. Если на улице холодало, сверху повязывали платок или шаль.
Что носили замужние женщины и по какому случаю, подробно рассказала главный хранитель музея Лариса Якубенко. Первая из четырёх экспозиционных витрин представляет различные сороки – один из самых распространённых видов головных уборов того времени. Зрители могут увидеть сороку в разборе. В первую очередь женщина надевала роги. У древних славян этот элемент считался обязательным, поскольку являлся оберегом, символом Лады – богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви. Закрепив роги, закрывали волосы с затылка и боков позатыльником. Только потом водружали сороку. В её узоре читается южнорусский крест – символ плодородия. Носили сороку лишь по большим праздникам – Пасха, Троица, Рождество. Если на улице холодало, сверху повязывали платок или шаль.
Изготавливали сороки либо умелицы, либо в золотошвейных мастерских при монастырях. Позумент, галун для их декора покупали. Среди одних из самых известных производителей – фабрики купцов Алексеевых. Современные мастерицы пытаются возродить этот промысел. Правда, материалы используют уже другие. Скажем, в 70-е годы прошлого века шили из погон. В наши дни – из парчи. Совсем другие сегодня и пайетки, бисер, стеклярус, которыми украшают изделие. Раньше они были гораздо изысканнее, благороднее.
Ещё одно «птичье» название головного убора – кокошник. От древнеславянского «кокош» – слова, обозначавшего курицу или петуха. Кокошник, считают, произошли от сорок. Седловидный, цилиндрический – классифицируют его разновидности исследователи. А бабушки говорят – бархатник, златоглав. И сороку, и златоглав женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор. Теперь она надевала чепец, повойник.
Среди множества головных уборов есть и девичий – венчальный венец. Мягкий обруч из ткани с золотым шитьём и двумя кисточками из шлёнки по бокам («пушки»), его удалось найти в селе Роговатое Старооскольского городского округа. Прикрыт он дымкой – находка родом из села Верхососна Красногвардейского района. И неспроста: она – часть венчального головного убора. Прелюбопытный экспонат и кокошник с открытым верхом и бахромой. Сотрудники музея до конца не знают, кому он принадлежал – женщине или девушке, ведь кокошник носили женщины, а головные уборы с открытой макушкой – лишь девушки.
В отдельной витрине красуются платки. Их рисунки – а образцов здесь около восьми – не повторяются. Большинство из них изготовлены на фабриках Барановских мануфактур (Владимирская губерния Александровского уезда). А украшает их знаменитый «турецкий огурчик». В наших сёлах такие платки называли «заграничными». В их окружении расположили и так называемый платок с золотом, шёлковый, декорированный шерстяными нитями и бисером. Судя по всему, он пришёл с Востока. Такую вещь женщина надевала на второй день свадьбы.
Выставка продлится до 10 февраля.