Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 декабря 2013, 10:51
 Екатерина Шаронова 5718

Сорока, курица… – не птицы

Выставку старинных женских головных уборов представил белгородцам музей народной культуры

Сорока, курица… – не птицы выставка «Головные уборы конца XIX – начала XX веков».Фото Владимира Юрченко
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Головные уборы прошлого значили много больше, чем просто защита от холода или зноя, больше, чем украшение. По ним определяли возраст женщины, её статус, семейное положение, откуда она родом.

Созданные по определённым канонам изделия скрывали волосы женщины от чужих глаз, символизируя её добропорядочность. Оберегали её здоровье. Возможность увидеть и узнать, что носили наши праматери и по какому случаю, предоставляет Музей народной культуры, где проходит выставка «Головные уборы конца XIX – начала XX веков».

За 14 лет существования музея его сотрудникам удалось собрать редкий этнографический материал. Экспедиции по районам Белгородской области, а также близлежащей Курской позволили сформировать уникальные коллекции. Кроме прочего, из поездок они привозили элементы костюма. В наши дни их не так-то легко найти. Ещё сложнее отыскать головные уборы, украшения, обувь. Их и вовсе остались крохи.

Что носили замужние женщины и по какому случаю, подробно рассказала главный хранитель музея Лариса Якубенко. Первая из четырёх экспозиционных витрин представляет различные сороки – один из самых распространённых видов головных уборов того времени. Зрители могут увидеть сороку в разборе. В первую очередь женщина надевала роги. У древних славян этот элемент считался обязательным, поскольку являлся оберегом, символом Лады – богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви. Закрепив роги, закрывали волосы с затылка и боков позатыльником. Только потом водружали сороку. В её узоре читается южнорусский крест – символ плодородия. Носили сороку лишь по большим праздникам – Пасха, Троица, Рождество. Если на улице холодало, сверху повязывали платок или шаль.

Что носили замужние женщины и по какому случаю, подробно рассказала главный хранитель музея Лариса Якубенко. Первая из четырёх экспозиционных витрин представляет различные сороки – один из самых распространённых видов головных уборов того времени. Зрители могут увидеть сороку в разборе. В первую очередь женщина надевала роги. У древних славян этот элемент считался обязательным, поскольку являлся оберегом, символом Лады – богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви. Закрепив роги, закрывали волосы с затылка и боков позатыльником. Только потом водружали сороку. В её узоре читается южнорусский крест – символ плодородия. Носили сороку лишь по большим праздникам – Пасха, Троица, Рождество. Если на улице холодало, сверху повязывали платок или шаль.

  • Кокошник или «Золотоглав» состоит из одноимённого элемента и прилобника. Сверху повязан ситцевый платок Барановских мануфактур (нашли в Ивнянском районе)

  • Реплика сороки начала XIX века (нашли в Ивнянском районе)

  • Одноимённый элемент сороки (бархат, галун, золотое шитьё, пайетки, холст) найден в селе Прудки Красногвардейского района

  • «Атласный», «Заграничный», «Кумачовый», «Платок с золотом»… - витрина демонстрирует многообразие платков

Изготавливали сороки либо умелицы, либо в золотошвейных мастерских при монастырях. Позумент, галун для их декора покупали. Среди одних из самых известных производителей – фабрики купцов Алексеевых. Современные мастерицы пытаются возродить этот промысел. Правда, материалы используют уже другие. Скажем, в 70-е годы прошлого века шили из погон. В наши дни – из парчи. Совсем другие сегодня и пайетки, бисер, стеклярус, которыми украшают изделие. Раньше они были гораздо изысканнее, благороднее.

Ещё одно «птичье» название головного убора – кокошник. От древнеславянского «кокош» – слова, обозначавшего курицу или петуха. Кокошник, считают, произошли от сорок. Седловидный, цилиндрический – классифицируют его разновидности исследователи. А бабушки говорят – бархатник, златоглав. И сороку, и златоглав женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор. Теперь она надевала чепец, повойник.

Среди множества головных уборов есть и девичий – венчальный венец. Мягкий обруч из ткани с золотым шитьём и двумя кисточками из шлёнки по бокам («пушки»), его удалось найти в селе Роговатое Старооскольского городского округа. Прикрыт он дымкой – находка родом из села Верхососна Красногвардейского района. И неспроста: она – часть венчального головного убора. Прелюбопытный экспонат и кокошник с открытым верхом и бахромой. Сотрудники музея до конца не знают, кому он принадлежал – женщине или девушке, ведь кокошник носили женщины, а головные уборы с открытой макушкой – лишь девушки.

В отдельной витрине красуются платки. Их рисунки – а образцов здесь около восьми – не повторяются. Большинство из них изготовлены на фабриках Барановских мануфактур (Владимирская губерния Александровского уезда). А украшает их знаменитый «турецкий огурчик». В наших сёлах такие платки называли «заграничными». В их окружении расположили и так называемый платок с золотом, шёлковый, декорированный шерстяными нитями и бисером. Судя по всему, он пришёл с Востока. Такую вещь женщина надевала на второй день свадьбы.

Выставка продлится до 10 февраля.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×