Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 сентября 2015, 17:21
 Катерина Шаронова 5485

Евгений Алешников: От фолка и классики до джаза и рока – наш оркестр может исполнить всё

Главный дирижёр белгородского оркестра русских народных инструментов рассказал «БелПрессе», каким путём ведёт коллектив к успеху

Евгений Алешников: От фолка и классики до джаза и рока – наш оркестр может исполнить всё Евгений Алешников. Фото Михаила Малыхина
  • Катерина Шаронова
  • Статья

Довольно много времени прошло – четверть века – с момента создания оркестра русских народных инструментов в Белгородской области. Довольно долгий и нелёгкий путь прошёл он, чтобы заслужить любовь публики, доверие и уважение профессионального сообщества. Чтобы по праву получить статус одного из лучших коллективов России. Сегодня его концертные программы собирают аншлаги, его музыкантам открыты лучшие площадки страны, он ожидаемый участник ведущих фестивалей и победитель их конкурса.

И знаковый для оркестра творческий год открыли праздничной программой «Нам – 25! Юбилейный концерт». 16 сентября её музыку услышали в Старом Осколе, вчера вечером она собрала публику в Белгородской государственной филармонии.

1990-й. Рождение будущего

При Центре музыкального искусства создали оркестр русских народных инструментов. Возглавил его Александр Князев.

«Оркестр позиционировали как профессиональный, но для большинства из музыкантов работа в нём была не основной. Они совмещали её с преподаванием в музыкальных школах и колледже», – поясняет Алешников, начиная наш разговор.

– Евгений Алексеевич, а что представлял из себя репертуар того времени?

– Князев, как и Борис Белогуров, который сменил его в 1995-м, ориентировался в основном на народную музыку. Да, разумеется, мы открываем русский музыкальный фольклор нашим слушателям. Но профессиональный коллектив не может ограничиться лишь им. Мы должны исполнять и классику, переложения симфонических партитур. Но нужно чувствовать, подходят ли они по своей природе для оркестра народных инструментов. Произведения Густава Малера, понятно, мы играть не будет. А вот Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина, Михаила Глинки – вполне. Глинка, скажем, считал: «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем её». И его партитуры пропитаны русской народной мелодикой, духом России. Замечательно нам подходит и кое-что из зарубежного симфонизма. Джоаккино Россини, например. И в грядущем сезоне классической музыке мы посвятим отдельную программу (январь 2016-го, «Хиты русской и зарубежной классики» – прим. авт.). Однако я не сторонник играть много переложений. Здесь важно соблюдать баланс.

– Видимо, поэтому вы исполняете много сочинений и современных композиторов.

– Да. И мы с удовольствием сотрудничаем с авторами – белгородскими (в первую очередь Николаем Бирюковым и Еленой Латыш-Бирюковой), московскими, санкт-петербургскими, которые творят музыку сегодня и именно для оркестра русских народных инструментов. Причём она очень разная. Вообще, нет ничего, что не мог бы исполнить народный оркестр. От фолка и классики, вокальной, эстрадной и киномузыки до джаза и рока – всё звучит в наших программах.

Домристы оркестра Белгородской филармонии выступают на «Параде дирижёров».
Домристы оркестра Белгородской филармонии выступают на «Параде дирижёров».
Фото Михаила Малыхина

2009-й. Оркестр нового времени

Пройдёт 19 лет – и белгородский оркестр совершит невероятный эволюционный скачок. Вот две основные его причины. Первая: коллектив вошёл в структуру Белгородской филармонии. Вторая: спустя месяц его главным дирижёром стал профессор, лауреат премии фонда «Русское исполнительское искусство» – заслуженный работник культуры России Евгений Алешников (ныне к тому же художественный руководитель филармонии).


Александр Бутурлакин, управляющий оркестром, концертмейстер группы ударных инструментов:

«Евгений Алексеевич – очень талантливый, разносторонне развитый музыкант и дирижёр. У него есть свои эстетические пристрастия, но он не превращает их в шаблон, в мерило всего. Открытый разным жанрам и направлениям, наш руководитель получает удовольствие от всего, за что бы ни брался. И оркестр не вязнет в чём-то определённом, исполняет совершенно разную музыку. Это и испытание, и залог творческого роста, залог интереса к нам публики. Алешников – наш флагман, подчиняющий своей воле множество творческих индивидуальностей для достижений общей цели. Кубик за кубиком он создаёт мощный оркестровый организм, который рождает потрясающую музыкальную ткань».

Ирина Точитская, администратор и ведущая концертных программ оркестра народных инструментов (в оркестре – больше 16 лет):

«В 90-е, как и вся страна, оркестр жил нелегко. А, не создав материальных условий, каких высот можно было требовать?! Но всё радикально поменялось шесть лет назад – за короткий срок в исполнительском мастерстве произошёл качественный скачок. Фестивали, конкурсы, поездки по городам России и за рубеж, «Парад дирижёров»… – воплотилось то, чего раньше и представить было нельзя. Равно как и мечтать о том, что коллектив станет одним из лучших оркестров в России».


 

– Евгений Алексеевич, что стало фундаментом вашей как главного дирижёра политики?

– Я сосредоточился на вопросе количества и качества выступлений. Раньше оркестр делал максимум две программы в сезон. Крайне мало. Причём составляли их из произведений, звучавших в предыдущих концертах. Мы создали абонемент (сейчас их уже шесть: три – в Белгороде, два – в Старом Осколе, один – в Губкине). А это четыре программы в сезон. Примерно через год мы ввели и абонемент для детей, то есть дополнительно три программы. Помимо того, оркестр выступает с различными солистами. Так, за творческий год мы играем порядка 10–11 программ, 100–120 новых произведений. Согласитесь, это серьёзный объём.

Естественно, чтобы его воплотить, нужно было решить проблему кадров. Первоначально в коллективе играли 37 человек. И, повторю, всё больше совместители. Я добивался того, чтобы собрать музыкантов, для которых оркестр стал бы профессиональным приоритетом № 1. Сегодня нас – 52 профи.

– А сколько оркестрантов осталось от первого состава?

– Вместе с оркестром путь в 25 лет прошли четыре человека. Это по-настоящему замечательные, опытные музыканты. Всеслав Абасов – второй дирижёр оркестра. Владимир Максаков – баян-бас. Владимир Бобрышов – балалайка прима. Сергей Бодяков – наш прекрасный инструментовщик. К слову, переложения и инструментовки ещё делает Александр Бутурлакин и, когда позволяет время, я.

Владимир Маторин и Евгений Алешников.
Владимир Маторин и Евгений Алешников.
Фото Владимира Юрченко

Оркестр экстра-класса

Оркестр повышал уровень исполнительского мастерства, расширял репертуарные границы – весть о нём вышла за пределы региона. В 2011-м белгородский коллектив пригласили на Всероссийский фестиваль «Музыка России» в Российскую академию музыки имени Гнесиных (Москва). И здесь оркестр, известный как исполнитель народного профиля, получил признание как серьёзный профессиональный коллектив.

«После первого выступления начала складываться наша большая дружба с академией. Каждый год мы отправляемся на фестиваль и играем либо в концерте-открытии, либо в финальном гранд-концерте. Причём выступаем во втором отделении после таких выдающихся столичных коллективов, как Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, главным дирижёром которого был легендарный Николай Калинин, и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной», – комментирует Алешников.

С тех пор белгородские музыканты выступали со многими прославленными коллективами и солистами. И каждый, с кем бы они ни сотрудничали, высоко оценивает их искусство. Одно из последних мнений принадлежит выдающемуся басу – народному артисту России Владимиру Маторину, с которым оркестр играл на открытии BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья – 2015»:

«Крупно везёт тому городу, где есть народный оркестр, ведь только он способен выразить трепетную русскую душу, нюансы её проявлений – от безудержной тоски до разгуляй. Потрясающий коллектив, непонятно только, почему ещё не академический».

Прогулка по Ланчано

А один из самых особенных триумфов в истории оркестра – безоговорочные победы в четырёх номинациях XXIII Международного музыкального конкурса Citta di Lanciano. Тогда белгородские музыканты-народники отправились в итальянский городок Ланчано и завоевали два Гран-при – оркестр и баянист, концертмейстер группы баянов Александр Сахарчук. Ансамбль русских народных инструментов «Токаев-квинтет» стал лауреатом I степени. Его руководитель, аккордеонист Михаил Токаев, – лауреатом IV степени (три первых не присуждены никому!).


Александр Бутурлакин:

«Факт – попасть на подобный конкурс крайне сложно. Вывезти такой большой оркестр, как наш, за границу – большая проблема. Это связано со значительными расходами, техническими трудностями. Но для нас, музыкантов, поездка в Ланчано стала огромным событием. Итальянскими впечатлениями оркестр живёт до сих пор».

Фото Елены Фивейской

«Парад дирижёров»

Этот масштабный проект белгородская филармония проводит раз в два года начиная с 2012-го. Он объединяет руководителей профессиональных оркестров русских народных инструментов из разных регионов России и позволяет им сообща решать проблемы своей отрасли. А вторая составляющая «Парада дирижёров» – невероятный праздничный концерт, где белгородским оркестром народных инструментов по очереди дирижируют все прибывшие дирижёры-народники.


Вера Токаева, концертмейстер оркестра и группы домр:

«Парад дирижёров» принёс оркестру колоссальный опыт. Ведь, работая со многими дирижёрами, мы учимся, воспринимаем то многообразие школ, традиции которых они продолжают. Этот проект, как и возможность работать с замечательными приглашёнными солистами, даёт нам новые импульсы к дальнейшему развитию».

Александр Бутурлакин:

«Самое сложное в «Параде дирижёров» – переподключаться и подчиняться по очереди 22 личностям. Разные темпераменты, разные руки и жесты, разный подход – всё разное. А результат уникальный. Да, мы проходим мясорубку, покидая которую чувствуешь себя как выжатый лимон, но эмоции бешенные. Мы справляемся. Это потрясающая школа».


– Евгений Алексеевич, на пресс-конференциях, посвящённых «Параду дирижёров», вы всегда отмечали, что, воплощая этот проект, продолжаете дело великого Николая Калинина.

– Это так. Николай Николаевич – совершенно потрясающая личность в мире народной музыки. Кстати, сам он не народник, а ударник. Но так сложилось, что Калинин всё время играл в ансамблях и оркестрах русских народных инструментов. И настолько пропитался этим духом, что, став дирижёров, возглавил именно народный коллектив, главный в стране – оркестр имени Осипова (с 1979-го по 2004-й). И именно в этот период мастер достиг совершенства и выстроил репертуар, который является золотым фондом.

Кроме того, в сложные для всех годы перестройки он много ездил по России – выступал и встречался с губернаторами. Задавал им вопрос: «А что же у вас в городе, области нет профессионального оркестра русских народных инструментов?» И главы регионов прислушивались к нему – коллективы начали появляться. Если в советское время у нас было только пять профессиональных оркестров, то сейчас их более 80 (реестр создали и передали в Минкультуры РФ именно в рамках встреч «Парадов дирижёров» – прим. авт.). В том числе и наш. И это – заслуга Калинина.

Ещё Николай Николаевич приезжал и дирижировал этими молодыми образованиями. Играл с ними, тем самым повышая их уровень. Много сил он вложил и в белгородский оркестр. Организовывал Калинин и курсы повышения квалификации при своём оркестре. К нему съезжались дирижёры со всей страны. И фестивали в Липецке, Волгограде, Москве. В их рамках звучали концерты провинциальных коллективов, а после играл сводный оркестр. Пять-шесть коллективов одновременно выходили на огромную сцену Концертного зала имени П. И. Чайковского, и ими управлял Калинин и другие дирижёры. После его смерти оркестр имени Осипова прекратил эту работу. А мы с «Парадом дирижёров» эту традицию продолжаем.


Ирина Точитская:

«Калинин дважды приезжал в наш оркестр. Это уникальный дирижёр и редкий человек. Ни разу я не слышала от него снисходительных слов в адрес музыкантов, и тени того не было. Николай Николаевич приезжал, становился к пульту – и уже одним своим присутствием заставлял людей подтянуться. Конечно, после этих встреч их уровень заметно повышался».

Александр Бутурлакин (работал в Волжском русском народном оркестре имени Калинина, где Николай Николаевич был приглашённым художественным руководителем):

«Он обладал фантастическим чувством музыки. И совершенно гипнотическими свойствами. Выходил к оркестру, смотрел на музыкантов – и интуитивно мы сразу всё понимали».


Нам – 25! Юбилейный концерт

– Как собирали эту знаковую для вашего оркестра программу?

– Безусловно, для юбилейного концерта мы выбрали лучшее. На V фестивале современной музыки наш коллектив играл сочинение московского композитора Григория Зайцева. В зале присутствовал и сам автор. Он высоко оценил наш оркестр и специально для нас написал «Алетейю», или «Не забвение». Мы исполнили мировую премьеру этой очень интересной пьесы, глубокой и новой по звучанию. У партитуры есть и ещё одно посвящение – 70-летию Великой Победы. Но нет и намёка на мелодии военных лет. «Алетейя» – философское эссе, осмысляющее военную эпоху, время после неё и связь с днём сегодняшним.

Прозвучала и музыка Антона Танонова (Санкт-Петербург). На упомянутом белгородском фестивале его Фантазию для сопрано и оркестра «Разлучница-зима» исполнили артисты Белгородской филармонии: Галина Зольникова (сопрано) и симфонический оркестр. Фантазия очень мне понравилась, и с согласия автора мы сделали транскрипцию для нашего оркестра.

Играли и первую часть Концерта для домры с оркестром. Партия домры – Вера Токаева. Написала концерт московский композитор Светлана Яшина, сочиняющая для народников в эстрадной манере.

Другая наша солистка, домристка Ольга Саитова, представила «Я табун стерегу» – обработку Андрея Шпенёва белорусской народной песни в джазовом стиле. Шпенёв задумывал её для дуэта домры и фортепиано. Мы же сыграли свой вариант с оркестром. Инструментовал музыку Сергей Бодяков.

Предложили мы и свою версию пьесы «Березничек» Константина Шаханова. Партия гуслей звончатых – Ирина Литвинова.

Воронежская певица Ольга Чиркова.
Воронежская певица Ольга Чиркова.
Фото Антона Черева

– В ваших праздничных концертах участвовала и замечательная воронежская певица Ольга Чиркова. Кстати, одно из ваших совместных выступлений стало основой первого диска «Вот такой у нас народ», который филармония подготовила к юбилею оркестра. Как он случился?

– Ольга Чиркова – блестящая певица народного плана. Её творческая родословная восходит к легендарной Марии Мордасовой, ведь наставником Ольги была ученица Мордасовой – народная артистка России Екатерина Молодцова. После воронежская певица училась у народной артистки России Анны Литвиненко в Российской академии Гесиных. А вообще, в мире русской песни, русской музыки она росла с самого детства. Отец Чирковой, Юрий Владимирович, – блестящий баянист-виртуоз, работал в ансамбле «Воронежские девчата». Коллектив мирового масштаба, его артисты объехали весь мир. И Ольга стала его частью. В общем, вобрав в себя три школы, Чиркова предстала перед Людмилой Зыкиной. И когда великая певица услышала её, то пришла в восторг и пригласила Ольгу в свой ансамбль «Россия».

В мае 2013-го мы выступали вместе с Чирковой. Возникла идея сделать аудиозапись прямо с концерта. Причём ни певицу, ни оркестрантов я об этом не предупредил. И всё вышло удачно. Из двухчасовой записи мы выбрали 50 минут лучшей музыки. На диске – лайф-запись с очень ярким концертным посылом, она несёт совершенно другую ауру, чем та выхолощенная, которую делают в студии.

Сейчас мы готовим ещё один диск – запись «Сказа о Белогорочке» (музыка Елены Латыш-Бирюковой, слова Вячеслава Колесника). С этим литературно-музыкальным концертом для детей мы дали 63 выступления, показав его во всех уголках Белгородской области.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×