«Не работаю, а получаю кайф». Как Илья Мищенков стал солистом белгородской филармонии
Скрипач сменил несколько городов, прежде чем нашёл подходящую концертную площадку и коллектив в Белгороде
-
Статья
-
Статья
Музыкант играет в симфоническом оркестре около года. Илья рассказал молодёжному журналу «ОнОнас», как работал с саундреками к компьютерным играм, какую музыку пишет сам и что из этого белгородцы уже услышали.
О выборе
«Я не помню, как начал играть. По версии родителей, увидел, как Владимир Спиваков играл «Времена года» Вивальди, и сказал, что хочу так же. С этого момента со скрипкой не расставался. Иногда хотелось бросить, но только из‑за проблем с преподавателями.
Сначала со скрипкой тяжело: нет ладов, как у гитары, и синхронности в движениях рук. Первые звуки, которые издаёт ученик, мало похожи на музыку. Домочадцам первый год сложно.
Мне кажется, что на скрипке можно сыграть что угодно. Я играю на ней всё: от классики до джаза и тяжёлого рока».
Об учёбе
«В современном обучении много лишнего: в моём дипломе больше 7 тыс. часов немузыкальных предметов. У Рахманинова и Чайковского такого не было, они учились только музыке.
В музыкальных школах и училищах пугают перед выступлениями. Из‑за этого в дни концертов многих трясёт. Через это прошёл и я. Пришлось поработать над собой, чтобы относиться к этим дням как к обычным. Теперь я играю в своё удовольствие, осталось только приятное волнение».
О переезде
«Я родился в Рязани, там окончил училище, а в Саратове – консерваторию. После этого играл там в оркестре. Потом поставили дирижёра, с которым было тяжело работать, и я переехал в Кисловодск. Через время оказался во Владикавказе, в филиале Мариинского театра. Но там тоже не всё устраивало. Тогда увидел репост у друга Глеба Мацевитого о вакансии в Белгороде. От него узнал, что тут можно развиваться.
Я поехал на машине. Под Воронежем планировал остановиться, поспать. Но тут началась Белгородская область, и я обалдел: хорошие дороги с фонарями, причём на всём пути. В общем, домчал без остановки. Когда утром гулял по городу, меня поразила чистота и ухоженность. Это кусочек Европы в центре России».
О филармонии
«В белгородской филармонии всё делают для музыкантов. У меня всегда было много планов, но реализовать их нигде не получалось. Здесь же я только устроился, и сразу появились возможности. Я работаю с дирижёром оркестра русских народных инструментов Евгением Алешниковым. Он взял в репертуар музыку, которую я написал, научил перекладывать её на народные инструменты».
О магии и музыке
«Однажды во «ВКонтакте» у меня спросили, могу ли я воспроизвести музыку на слух. Мне прислали тестовое задание, с которым я справился. Оказалось, что композитор Пол Энтони Ромеро, писавший музыку к игре Heroes of Might and Magic III, потерял ноты, и надо было восстановить час музыкального сопровождения из игры. В детстве я много играл в эту игру, и был очень рад поучаствовать.
Через время я спросил у Пола, можно ли собрать из отрывков цельное произведение. Ему понравилась идея. Тогда я взял любимые темы и добавил что‑то своё. В итоге получилась работа с двойным авторством – двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром. На фестивале «Этажи» была премьера.
Там же на «Этажах» мы играли мою симфоническую поэму «Ведьмак» по мотивам книги Анджея Сапковского. Это никак не связано с музыкой из игры, просто моё видение. Я долго писал это произведение: после пары страниц понял, что мне нечего сказать, и закончил только через год.
Концерт на «Этажах» – самый запоминающийся в моей жизни. Когда играют твою музыку на сцене – это фантастика! До этого я обзвонил, кажется, все филармонии, но везде отказывали. Зачем им это, когда есть Чайковский. Многие не готовы к чему‑то не академическому. Здесь же Евгений Алешников сразу меня услышал.
У нас много планов: хотим переложить на народные инструменты музыку из «Звёздных войн», «Гарри Поттера», «Твин Пикса», «Игры престолов».
О сочинительстве
«Сочинять я начал на спор. Когда учился в консерватории на втором курсе, меня позвали играть в ансамбль современной музыки. Я представлял, что мы будем играть саундтреки, но в нотах оказались крестики и чёрточки. Так были зашифрованы игра на скрипке ртом и по пенопласту смычком. Мне объяснили, что это новые веяния. Тогда я поспорил, что за вечер напишу что‑то более стоящее. На концерте после непонятной какофонии я сыграл свою пьесу, и меня три раза вызвали на поклон.
Иногда перед репетицией что‑то наигрываешь – и внезапно получается прикольный мотив. Элементы любимых произведений тоже могут влиять. Моя музыка – это смесь классики, голливудского саундтрека и тяжёлого рока».
Видео Натальи Малыхиной
О Билли Айлиш
«Я люблю динозавров рока: Deep Purple, Queen, ДДТ и «Арию». Нравится их музыка и звучание инструментов. А так разное слушаю, зависит от настроения. Хорошо отношусь к поп-музыке, но русскую не люблю.
Недавно я делал кавер на Билли Айлиш. В первый раз услышав её музыку, я её не понял. Потом узнал, что ей дали писать саундтрек к новому фильму про Бонда. Там очень строгий отбор и обязательное условие – вписать в музыку заглавную тему бондианы. Мне было интересно, как она с этим справится. Когда я послушал эту песню, то понял, что она очень талантливый композитор».
О работе
«С утра я просыпаюсь от голосов дочерей и отвожу их в школу. С 10 до 14 часов репетирую в филармонии с оркестром. Если есть сложные партии, занимаюсь дома. Перед концертом только меняю одежду.
Я бы не назвал музыку работой: я настолько люблю своё дело, что не работаю, а получаю кайф.
С семьёй провожу больше времени, чем среднестатистический родитель. Вторую половину дня я дома, поэтому могу общаться с детьми и заниматься написанием музыки».
Записала Наталья Малыхина