Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 февраля 2014, 12:46
 Евгений Грицков 5115

Мы шагаем в рифму

«ОнОнас» рассказывает, что такое слэм и как молодые стихотворцы «толкаются» в белгородском баре Roxbury

Мы шагаем в рифму Андрей Солодов. Фото Евгения Грицкова
  • Евгений Грицков
  • Статья

Считается, что придумал поэтический слэм американский поэт Марк Келли Смит, который провёл первое подобное мероприятие в чикагском заведении Get Me High Lounge в ноябре 1984 года. В американском английском есть выражение to slam the door, что означает «хлопнуть дверью». Этот термин и стал использоваться, чтобы отделить себя от традиционного литературного процесса. Кроме того, слово «слэм» отражает близость к музыке и ритму.

Смит же ввёл и довольно жёсткие правила. Согласно им, участники соревнуются между собой в артистизме и поэтическом даровании; читают только собственные произведения; запрещается использовать музыкальные инструменты и театральный реквизит; на выступление отводится строго определённое время, обычно не более 3 минут; жюри чаще всего выбирают из публики; с участников и зрителей взимают плату за вход, а собранная сумма достаётся одному или нескольким победителям.

Поэта не видали?

Организатор серии поэтических слэмов в Roxbury, поэт Александр Савицких – один из ярких белгородских «слэмеров», сам неоднократный победитель и лауреат различных конкурсов-слэмов в Харькове и Одессе, воронежского «Стихоборья», «Оскольской лиры» и «Нежегольской тропы».

«Прелесть слэма в большей свободе – как для автора, так и для чтеца. Даже сами тексты пишутся с мыслью о том, как они прозвучат со сцены. Как почитатель Саши Чёрного, я стараюсь брать темы из повседневности, использовать живую речь, быть ироничным. Купил, допустим, себе пуховик – написал об этом стихотворение. Особый интерес ещё и в том, чтобы прочувствовать, что именно требуется публике в данный конкретный вечер. Финальный раунд представляет собой конкурс экспромтов на заданную тему. А победителя определяет уже весь зал, а не избранные пять человек. На одном из слэмов в Харькове залу не понравилось жюри: я по нему хорошо прошёлся, вызвал бурю эмоций и получил главный приз. А «Стихоборье» выиграл с таким стихотворением:

На выборы ходить – удел студентов,
бюджетников и лично кандидатов.
Нормальным людям (людям адекватным)
всегда важнее было без запретов
сходить на митинг против результатов».

В финал первого белгородского слэма вместе с Савицких и будущим победителем – Дмитрием Кутеповым из Курска – прошёл Руслан Шишкин. Яркий, порой ярый. Читает с вызовом, активно жестикулирует. Стихи для чтения выбирает, обращая внимание на то, как реагирует публика. Начать может с лирики, а закончить политическим авангардом.

Принимают участие в слэмах и поэты классической, так сказать, школы. Они не делают акцент на подачу, не тренируются перед зеркалом читать стихи и часто от публики абстрагируются. Максим Бессонов в этом смысле «классик» абсолютный. За победами, наградами не гонится, читает с закрытыми глазами. В любой публике найдётся один-другой благодарный слушатель…

Он входит в лес, как в женщину, – с любовью,
ещё ни женщин, ни стихов не зная.
Я – за его спиной, и мне не больно
смотреть на свет, который между нами
встаёт столбом, закрыв собой кустарник,
два дерева, упавшие в обнимку,
окоп заросший, муравейник старый…
Весь этот вид, подобно фотоснимку,
стоит в моих глазах десятилетье,
а за столбом из света, у оврага,
у края бездны – он – простой, как ветер,
застыл и слился с чёрною корягой…

  • Александр Савицких.

  • Максим Бессонов.

  • Участник слэма.

  • Андрей Маслов.

Не слэмом единым…

Андрей Маслов сейчас, по его словам, больше организатор, чем поэт. Занимается устроительством ежемесячных поэтических чтений творческого клуба «Поколение МЫ», которые проходят в Центре молодёжных инициатив. Несколько раз в год проводятся так называемые поэтические флешмобы, когда поэты собираются по случаю какой-нибудь даты у памятников литераторам и читают стихи, общаются с прохожими, раздают карточки с напечатанными на них стихами. В марте прошлого года ко Дню поэзии удалось организовать такие встречи одновременно в девяти местах Белгорода и в пяти – в Старом Осколе.

Случаются и поэтические «биатлоны» по принципу аналогичного конкурса в КВН. В прошлом году их было три. На вопрос о том, не отвлекает ли вся эта соревновательность, театральность поэта от собственно поэтического творчества, Андрей ответил:

«Первоначально нужно, чтобы тебя просто услышали. Когда понимаешь, что ты уже завоевал свою публику, возникает потребность сравнить своё творчество с творчеством других авторов, двигаться дальше в работе с текстом, в манере чтения. Это ещё и элемент такого молодёжного бунта, который со временем у многих сходит на нет.
К тому же каждому времени – своя поэзия. Тот же рэп, рок-поэзия рассчитаны на определённую манеру, а хорошо это или плохо – покажет только время».

Мне детство пахнет тёплым молоком,
И луговой травой, что скошена отцом,
И свежим хлебом, принесённым в дом,
И только что покрашенным крыльцом.
Мне детство пахнет маминой рукой
И книжкой сказок бабушки моей.
А детство смотрит с грустью и тоской:
Куда девалось это всё, Андрей?

«Он душой навыворот пляшет»

Андрей Солодов знаком многим белгородцам. Кавээнщик, участник Comedy Club, ведущий мероприятий, один из компании товарищей, доехавших на «Запорожце» до Крыма и попавших на обложку первого номера журнала «ОнОнас». А вот стихи свои на публике в Белгороде Андрей ещё не читал.

«Как-то всё не выходило, хотя уже и два тура по Украине было, в Москве и Санкт-Петербурге выступал… На весну третий тур планируется, в этот раз надеюсь и Белгород в него включить».

Читает мощно, громко, с надрывом. За время своего выступления теряет 2–3 кг веса. Шутит, что такую новую диету изобрёл. Стихи его, с ломаным, рваным ритмом, читать порой нелегко. Зато на слух они воспринимаются совсем по-другому. Поэтические вечера Андрея Солодова – не только чтение стихов, но и просто разговоры со всеми и обо всём. На слэм он тоже пришёл, но просидел весь вечер в сторонке:

«А что можно успеть за три минуты?.. Да и чехарда эта… Я собираюсь сделать моноспектакль на основе своих стихов, если хочешь, наподобие Гришковца. Чтобы сценарий был, структура, музыка, декорации… Мне нравится формат аудиостихов под музыку – можно создать нужную атмосферу. Но на публике я работаю только своим голосом. Стихотворение, не привязанное к музыкальному сопровождению, каждый раз может звучать по-новому, в зависимости от настроения, публики и т. д.».

Как всякий поэт, Андрей Солодов хотел бы заниматься только любимым делом – писать и читать стихи. Жить переехал в Москву, где возможностей, конечно, больше. А ещё мечтает добраться до всех четырёх океанов и на берегу каждого прочесть стихи, а после сделать об этом фильм.

Почистив фрукт, съедаю кожуру,
раздевши деву, умилюсь глазам.
Среди людей, но с ними не дружу –
я больше слов рассказывал морям.

  • Ольга Кныш.

  • Валентина Горлова.

  • Наталья Кондаурова.

Женское счастье

Ну конечно же, девушки пишут о любви!.. Но не всегда. И не все. И о любви пишут порой так, что женскими такие стихи и не назовёшь.

Ольга Кныш любит в нескольких строках перемешать все трёхсложные размеры, добавить в середину лишнюю стопу… При чтении ставит паузы чуть ли не после каждого слова, если и не забивает словом гвоздь, то как минимум сажает цветок. Говорить о стихах совершенно не любит, как не любит и свои стихи править – считает, что гораздо полезнее будет просто удалить на следующий день то, что не получилось.

Пишет в основном о любви. Как сказала Ольга в одном интервью: «То, о чём говорят мужчины и о чём пишут женщины». Но её любовная лирика заставит читателя пройти по тем самым гвоздям:

Ты выбираешь не тех мужчин:
слишком мальчиков, слишком лето.
У меня от таких лишь мигрень и сплин,
у меня такие под чётким запретом.
Им так подходят девочки в рюшах.
К ним так подходят девочки в платьях.
Их выбирают, как мишек плюшевых,
Чтоб было с кем этой ночью в объятиях…

О любви пишет и Валентина Горлова. Например, что на эту ерунду люди возлагают слишком много и что романтическое влечение между мужчиной и женщиной – ещё не весь смысл жизни, как кажется по молодости. С Валей можно часами говорить о жизни…  Наверное, поэтому поговорить о поэзии так толком и не получилось. Выпускница-краснодипломница факультета иностранных языков БелГУ поступила в магистратуру факультета журналистики. Словом, слово знает и в теории, и на практике. Может удивить неженскими темами, которые на «Стихи.ру» относят к разделам «философская лирика», «гражданская тема», а то и какая-нибудь «мистика и эзотерика».

Звала меня бабуля сатаной,
Когда я, словно хлыщ, коленки сбив,
Являлся грязным олухом домой,
Как будто бы в окопах грозный взрыв
Застиг мой белоснежный воротник.
Я суп не ел, лапша смущала в нём,
Но мой энтузиазм геройства ник,
Когда из шкафа папиным ремнём
Грозило наказанье за упрямство…

Если же захочется чего-нибудь лёгкого и радостного и, естественно, про любовь, то почитайте и послушайте Наталью Кондаурову. И пусть всё окажется не так просто, как вы ожидали, – не считайте, что вас обманули. Её стихи, пусть даже и о любви незадавшейся или те же «Циничные четверостишия», облечены в очень гладкую и легко воспринимаемую форму. Сказалось, видимо, и участие в студии Валерия Черкесова, и обучение на факультете журналистики.

Прости, но, наверное, я от тебя отрекусь!
Поверь, этот выбор даётся мне очень непросто.
Я выйду средь ночи на длинный,
большой перекрёсток
И тут же прощусь с тобой, да, однозначно, прощусь.

И люди начнут без разбора меня осуждать,
А я лишь от боли сожмусь и завою волчихой –
Отречься любя – самый верный и правильный выход,
Когда ничего не осталось и нечего ждать.

Поэта не видали? – 2

Так кто он и каков он, молодой белгородский поэт? Александр Савицких с математической точностью деталей (образование обязывает!) нарисовал собирательный портрет начинающего стихотворца:

«Это не маргинал и не мажор. Студент или работник умственного труда. Местных авторитетов для него в поэзии нет, потому в начале пути подражает Бродскому, Есенину, а то и Лермонтову. Натыкается на статью Маяковского «Как делать стихи?» и впадает в первый творческий кризис. После увлекается интернет-поэзией, знакомится с другими молодыми, но чуть более опытными белгородскими поэтами и впадает во второй творческий кризис. Попадает в кружки, на поэтические вечера. С выходом на публику, с признанием происходит следующий творческий подъём.
Начинает с любовной лирики, проблем одиночества или своего положения в обществе. Далеко от этих тем не уходит. Любит свой город, лишь изредка посмеётся над «плиткой» или «провинциальностью». В крайности не бросается, тему секса обыгрывает тактично, без пошлости и вульгарности.
Молодой белгородский поэт боится быть недоуслышанным. Потому ездит со своими стихами в другие города. До поездки всегда считает, что там круче, а возвращаясь – понимает обратное…»

А вы таких видали?

Где послушать и почитать в феврале

27 февраля. Белгород. Центр молодёжных инициатив. Ежемесячные чтения кружка «Поколение МЫ». Начало – в 19:30.
28 февраля. Клуб Roxbury. Второй белгородский поэтический слэм. Начало – в 19:00.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×