Раскрытие старых преступлений – вещь невероятно важная, потому, что воплощает принцип неотвратимости наказания и возвращает людям веру в закон и справедливость. Насколько успешно в нашем регионе ведётся работа по расследованию преступлений прошлых лет? Судите сами. С 2007 года следственное управление СК России по Белгородской области расследовало и раскрыло свыше 200 таких преступлений. Цифра, согласитесь, впечатляющая.
Ничто не забыто
Каждое уголовное дело имеет свои сроки давности, регламентированные ст. 78 УК РФ. За преступления небольшой тяжести освобождение от уголовной ответственности наступает через два года со дня совершения преступления. У преступлений средней тяжести срок давности – шесть лет. У тяжких преступлений – десять. У особо тяжких – пятнадцать. Однако всё это не относится к так называемым расстрельным статьям. То есть тем, по которым могут назначить высшую меру наказания – смертную казнь либо пожизненное лишение свободы. Это особо тяжкие преступления против жизни, здоровья и общественной безопасности, а также половой неприкосновенности несовершеннолетних. Например, ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство» подразумевает лишение свободы либо смертную казнь. Потому, если найдут подозреваемых даже через 20–30 лет – суд может решить, что сроки давности для них не прошли. То же самое относится к ч. 5 ст. 131 УК РФ «Изнасилование».
Потому дела об особо тяжких преступлениях, не раскрытые в своё время, годами и даже десятилетиями хранятся в сейфах, ожидая своего часа.
О том, как организована работа по старым делам, рассказал руководитель 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Белгородской области майор юстиции Михаил Васильченко:
«С момента создания Следственного комитета в 2007 году работе с преступлениями прошлых лет уделено особое отношение. На базе каждого следственного отдела создаются аналитические группы по работе с такими преступлениями. Вместе со специалистами оперативно-разыскной деятельности они регулярно возвращаются к данным уголовным делам по графикам. Результаты работы отдельно заслушиваются при руководителях следственных отделов. Намечаются перспективы раскрытия. Разрабатывается план работы по делам».
Что помогает раскрыть старое дело
К каждому уголовному делу имеются вещественные доказательства, у которых также нет срока давности. Вещдоки хранятся в специальных камерах при каждом следственном отделе. Естественно, под охраной. Судьба доказательств решается вместе с судьбой уголовного дела.
Зачастую именно улики и помогают раскрыть преступления прошлых лет. И чем больше следов изъято на месте преступления, тем легче потом раскрыть дело. В первую очередь потому, что наука не стоит на месте. Определить по волосу либо маленькому кусочку кожи принадлежность преступника раньше просто не могли: в 1980-е либо 1990-е никто и знать не знал о генетической экспертизе. А сейчас – пожалуйста! Проводится анализ ДНК и подозреваемый определяется. И так – во многом.
Не менее важен и свежий взгляд. Следователь внимательно изучая старое дело, может обнаружить, например, несоответствия в показаниях свидетелей. Либо несостыковки по обстоятельствам. И тогда он начинает работать со свидетелями. Устраивает опять очные ставки. И получается так, что преступник, за много лет потерявший бдительность, чем-то себя выдаёт…
Конечно, главная заслуга в раскрытии преступлений прошлых лет принадлежит следователям. Именно они изучают улики и показания. Анализируют и решают вызвать ещё раз свидетелей либо направить улики на дополнительную экспертизу. В итоге именно их чутьё помогает привлечь преступников к заслуженному наказанию. Михаил Васильченко особо подчёркивает, что расследованием старых уголовных дел занимаются только опытные следователи:
«От следователя требуется наличие опыта. Потому что начинающий следователь, даже очень перспективный, в силу незнания специфики может просто не увидеть нужное. Бывает, правда, и наоборот. Когда у опытного следователя может глаз замылиться. Потому иногда другая практика применяется – дела передают другому следователю».
Ждал ареста
Что касается жестокого убийства супружеской пары, то здесь, как выразился майор юстиции, помогли достижения современной науки. Именно благодаря им были установлены предполагаемые убийцы. Оба 1975 года рождения. На момент преступления мужчинам было по 22 года. На момент задержания – по 39 лет. Один из них после преступления проходил по другому уголовному делу. Даже был осуждён. На момент задержания не имел ни постоянного места работы, ни семьи.
А вот второй после убийства взялся за ум. Уехал в Москву. Там окончил вуз. Завёл семью, детей, работал. И говорит, что не было дня, когда бы он не вспоминал о страшном преступлении, которое совершил. И сам ужасался содеянному. Когда его вызвали в полицию – сразу понял зачем. И сотруднику полиции сказал:
«Я очень ждал, что вы меня арестуете!»
Оба подозреваемых сразу сознались в убийстве. Дали признательные показания. Сотрудничают со следствием. Сейчас арестованы и ждут суда.
Нужное дело
Майор Васильченко объясняет, что не всегда преступники мучаются совестью:
«Многие по прошествии лет и думать забыли о содеянном. Тем больше их изумление, когда вдруг их обвиняют в преступлении, произошедшем несколько лет назад. И тем большее моральное удовлетворение у нас от сделанной работы».
Майор юстиции некоторое время раздумывает:
«Вы знаете, расследование и раскрытие преступлений прошлых лет вообще особняком стоит в нашей работе. Когда вызываешь свидетелей по уголовному делу многолетней давности, видишь, как люди приятно удивлены тем, что об этом помнят. И когда говоришь родственникам, что преступление раскрыто, они даже не верят вначале. Благодарят. И ты понимаешь, что работаешь не зря и что делаешь очень нужное дело…»