Переполох в перепелятнике
Дневной свет, падающий через открытую дверь сарая, растревожил перепелов. Они возбуждённо мечутся по клеткам, стоящим в несколько ярусов.
«Для наших птичек визит чужого – стресс. Перепела привыкают к тому человеку, который за ними непосредственно ухаживает, узнают его по голосу. А ещё они примерно знают, когда наступает время следующей кормёжки, и уже ждут её», – рассказывает фермер Алексей Кудинов из красненского села Круглое.
А потом между делом, без всякого недовольства, добавляет, что сегодня хозяйство не досчитается яиц из-за нашего любопытства. Яйценоскость у перепёлок на фоне стресса падает. Чувствуя свою вину, мы спешно ретируемся из перепелятника, сделав на прощание несколько снимков. Всё равно на фоне птичьего гвалта нормально не поговоришь.
В сарае остаётся лишь старший сын Алексея Кудинова – Артём – да кошка Лиза. Пока мальчик кормит птиц и подливает им в поилки воду, его товарка инспектирует помещение.
«Помощник растёт, – улыбаясь, рассказывает фермер. – До нижних клеток уже достаёт, а верхние – высоко. Я однажды подглядел, как он справляется. Оказалось, ящик подставляет и на него влезает. Сам догадался, без подсказки».
В рассказе Алексея Сергеевича звучат нотки гордости за сына. И это понятно: ему одному с таким большим птичьим хозяйством не справиться. Тем более что у него ещё имеется основная работа. Вот и трудятся всей семьёй не покладая рук. Сам фермер уже с 5.30 на ногах. Покормит птицу – и на работу. На хозяйстве остаются жена Ирина и Артём. Младший сын Миша по возрасту в помощники пока не годится. Разве что в «мешатели».
Капризные, но плодовитые
Перепелами Кудинов занялся два года назад. По примеру тестя Алексея Плотникова, который затеял этот вид сельского бизнеса годом ранее. Недавно задумали было они расшириться до фермы, да кредитная система поменялась не в лучшую сторону.
«Главное – рынок сбыта продукции есть, но на личном подворье не очень разгуляешься –
площадей мало. А брать кредиты под нынешние проценты… Не то что не заработаешь –
ещё и в долгах останешься», – сокрушённо вздыхают оба фермера – старший и младший.
Чистый доход с такого вот тысячного стада невелик – около 15 тысяч рублей в месяц. Но для сельской местности это вполне нормальные деньги. Особенно в качестве дополнительного дохода. Поэтому крутятся хозяева как могут. Между тем мешок комбикорма стоит около 800 рублей. А за последний год ещё и на упаковочные коробки цена повысилась. К тому же перепел – птица прихотливая, капризная, ей комфорт подавай.
«Зимой много тратится на электроэнергию – перепела любят тепло. А вот загазованности в птичнике, наоборот, быть не должно. Поэтому в сарае стоят вентиляторы», – продолжают свой рассказ Плотников и Кудинов.
По их словам, производство перепелиных яиц в нашей области недостаточно развито. Не то что в тех же Тверской и Воронежской, где это дело поставлено на поток. Продукцию – яйца и тушки птицы – обязательно надо сертифицировать, а это не так просто. Плюс регулярно требуется проводить анализ яиц на сальмонеллёз. Алексей Иванович считает, что в этом нет необходимости из-за повышенной температуры тела у перепелов (42-43 градуса).
«Перепелиные яйца очень нравятся маленьким детям. Плюс у них удобный размер: куриное яйцо ведь не всякий ребёнок осилит, а перепелиное – легко. Да они и полезнее. И аллергии на них не бывает», – расхваливает Алексей Плотников.
К выбору пород для разведения фермеры подошли толково: маньчжурский золотистый и эстонский перепела относятся к мясо-яичным. Перепёлочки довольно плодовиты: в сутки каждая несёт по одному яйцу. Но поголовье периодически требуется обновлять: примерно через год-полтора яйценоскость у птиц падает.
В текущем году в хозяйстве у Кудинова вывелось около тысячи перепелят на смену. Растут они быстро: уже через 40 дней становятся взрослыми курами весом чуть более 200 граммов.
Свою продукцию фермеры поставляют в детские образовательные учреждения Красненского и нескольких соседних районов.