Мы хотим в солдаты
Чтобы стать кадетом, претендент приходит в клуб «Патриот» и там в течение года наравне с кадетами занимается строевой, огневой, тактической подготовкой, участвует в общественных мероприятиях. За это время и родители, и сам ребёнок понимают, нужно это им или нет. Потом родители за свой счёт шьют форму (около 5 тыс. рублей), 1 сентября он принимает присягу и становится кадетом.
В кадетском классе занятия начинаются с построения и распределения задач на текущий день, после уроков снова построение и «разбор полётов».
«В учебный план предметы не добавляются, это идёт как дополнительное образование, – рассказывает Владимир Бузанаков. Программу для кадетских классов он разработал сам. Главная её цель – работа ребёнка над собой. – В других школах есть определённые стандарты, у нас немного по-другому: если ребёнок в начале года подтянулся на турнике один раз, а в конце года три – он получает зачёт. А если он и в начале года подтягивался 15 раз, и в конце 15, то он зачёт не получает, потому что он над собой не работал».
Жизнь у местных кадетов насыщенная: строевая и боевая подготовки, экскурсии в воинские части и музеи, торжественные мероприятия, «Зарницы», почётные караулы, выступления. В этом году для популяризации кадетского движения впервые провели бал.
Количество желающих вступить в их ряды растёт. Сейчас из 100 учеников школы в кадетах половина, ещё 20 человек ходят в клуб «Патриот». Владимиру Бузанакову даже предлагали сделать из школы кадетский корпус – отказался, говорит, что школа в селе одна, и у детей должен быть выбор.
«Мы отходим от того, чтобы набирать целые классы, у нас «вольные кадеты», как я их называю: они участвуют с нами во всех мероприятиях, носят кадетскую форму, но учатся в обычных классах, – поясняет он. – Первый класс кадетский мы в этом году набирать не будем, но уже трое родителей из 14 первоклашек заявили, что их дети хотят быть кадетами, поэтому они будут дополнительно заниматься на внеурочке».
Среди выпускников 17 офицеров армии и 25 сотрудников полиции, а в этом году в Рязанское воздушно-десантное училище поступила даже одна девушка.
Всё давно изобретено
Рассуждая о нынешней молодёжи, её воспитании и приоритетах, педагог с 20-летним стажем вспоминает, насколько у него были насыщенные школьные годы. А сейчас дети живут в виртуальном мире компьютерных игр, и заинтересовать их событиями из реальной жизни очень сложно. Корни нынешнего общества инфантильных потребителей уходят в те годы, когда система советского воспитания уже была разрушена, а новой идеологии ещё не придумали.
«Линию октябрёнок-пионер-комсомолец рушить ни в коем случае не надо было, у нас шла чёткая идеологическая работа, это я вам говорю как государственник, без идеологии нельзя, – продолжает Бузанаков. – Мы уже пробовали и получили результат, и что, хороший результат? Ребёнок должен быть постоянно занят, если руки не заняты, то в голову начинают лезть бестолковые мысли».
– Получается, что кадетство должно стать подобием пионерии, или уже его заменило?
– Думаю, что стало уже заменой. В районе пытаются создать молодёжное правительство, молодую гвардию – не получается, потому что набирают случайных людей. Когда человек уже сформировался, а подросток – это уже сформировавшийся человек, его ломать приходится. А когда идёт постепенное развитие, его не ломаешь, а даёшь ему определённый вектор, и он движется в этом направлении.
Чтобы занять не только руки, но и голову кадетов, Бузанаков разработал методику расширяющейся деятельности. Суть её проста: дети не должны получать дозированную информацию и ограниченную деятельность, и если они справляются с поставленной задачей, то зону деятельности надо расширять.
На практике это вылилось в совершенно иной подход к образованию кадетов-первоклашек. В противовес привычной системе, когда все уроки ведёт одна учительница, им определили сразу шесть педагогов. Первыми в районе ввели иностранный язык, граждановедение, историю, на которой по специальной программе в сказках-присказках ребята изучали родной край и даже ходили на раскопки. Всё это потребовало школы полного дня – с обедом и послеобеденным сном. Результат увидели, когда дети перешли в пятый класс.
«Ребёнок уже привык к тому, что у него много учителей, у него нет психологического страха, он легко общается со взрослыми людьми, легко спорит, – продолжает Владимир Бузанаков. Сейчас дети из того выпуска учатся в вузах, и везде о них только положительные отзывы. – Это результат того, что им школа дала свободу в плане общения и социализации, богатый словарный запас».
– Вы увлечённо говорите о кадетах, а остальные-то дети как, наверняка им тоже было бы интересно и на раскопки ходить, в концертах участвовать? – спрашиваю его.
Отвечает, что тоже везде участвуют, а кадеты – для них пример.
Нет слова «не хочу»
Кадеты выгодно отличаются от «гражданских».
«Куда бы они ни поехали, мне отовсюду привозят благодарственные письма или звонят, потому что эти дети умеют слушать, они тактичные, у них есть внутренняя доброта», – продолжает Бузанаков.
Он категорически не соглашается с мнением о том, что кадетство – это муштра и выращивание управляемых роботов:
«А вы попробуйте поговорить с нашим кадетом! Если он считает, что прав, и аргументирует это, с ним очень сложно спорить».
Директор уверен, что кадетская система воспитания культивирует в детях разумный альтруизм, учит понимать, что каждый ребёнок нужен стране, а страна нужна ему.
«Кадет в нашем понимании: надел погоны – ты уже служишь, и нет слова «не хочу».
Такие строгие правила, тем не менее, самих детей не пугают. За всё время кадетского движения в Прелестном Бузанаков только однажды пошёл на крайнюю меру – исключение.
«Я лично ребёнка выгнал из кадетов, потому что у него были неправильные взаимоотношения в коллективе. Человек должен уметь жить в обществе, он должен быть комфортным в общении, толерантным, спокойным, а этот ребёнок позиционировал себя не совсем правильно, – признаётся педагог. – Я считаю, что можно простить равнодушие, незаслуженный упрёк, но хамство – ни в коем случае».
Для наглядной иллюстрации того, что воспитательный процесс идёт в правильном русле, Владимир Юрьевич рассказывает о выпускниках.
«Вот пример: кадеты закончили школу, а 12 июля у нас мероприятия на Прохоровском поле. Они мне звонят, спрашивают: можно ли с нами на Звонницу поехать? Я думал, хотят воспользоваться транспортом, чтобы съездить туда-обратно, говорю: можно конечно. И вот 12 июля приходят мои выпускники, которые уже закончили школу, в парадной форме, отстояли там караул, вынесли гирлянды, помогли: Владимир Юрьевич, ещё помощь нужна? Нет? Ну теперь мы отдохнём – расстегнули пуговички, сняли береты. Вот я считаю, наш результат труда, а значит, наш коллектив сделал всё правильно».