«Что он Гекубе? Что ему Гекуба?»
Люблю наблюдать за публикой, которая приходит в театр. Особенно меня радует, когда в зале много молодых лиц. И глядя на красивых, модных, свободных юношей и девушек, иногда задаю себе вопрос: а что они, которые в своих мобильных гаджетах имеют доступ к любой информации, ищут в театре? Как в монологе Гамлета, помните: «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» Но когда вижу их живые, непосредственные реакции, убеждаюсь в том, что искусство театра вечно, так как объединяет в себе самые разные человеческие ожидания.
Развлекая, получай!
Есть такая старая театральная формула: развлекая, поучай. Сегодня с какой-то отчаянной разудалостью молодёжи навязывают одну только развлекуху, а мы пытаемся предложить ей что-то другое. Театр ведь это не танцульки, не тусовка. Он предлагает задуматься, как жить, зачем жить, для чего жить... Другой вопрос — ни в коем случае нельзя делать это назидательно! Пусть каждый отберёт в театре то, что ему нужно, что его волнует. Знаете, в какой-то момент все думали, что молодёжь окончательно выбрала пепси... А оказалось, её интересуют вечные, гамлетовские вопросы.
Педсовет в зрительном зале
Когда я начинал работать директором театра, на сцене было больше артистов, чем публики в зале. Мы понимали, что нужно привлечь в театр юного зрителя. Причём хотелось, чтобы здесь возникла интонация единства родителей и детей, учителей и учеников. Когда они вместе смотрят спектакль — это их объединяет, им потом есть о чём поговорить! И сюда потянулись. В зрительном зале после спектаклей проходили родительские собрания, педсоветы. И мы увидели потрясающие моменты искренности, откровения. В школе этого не получалось, а в театре ребята, родители, учителя поднимались и говорили о том, что их волнует. Это сейчас воспринимается как норма, а в советское время было не так — все смотрели, что скажет начальник. Здесь же разворачивалась живая, острая дискуссия!
«Юноше, обдумывающему житьё...»
Как угадать, что интересно молодому зрителю? По-моему, здесь нет большого секрета. Любовь... Надежда... Поиски себя... Преодоление... Всё это вечные темы для юношей, обдумывающих житьё! И когда мы заговорили с молодёжью об этом, — получили аншлаги в зале и поколение зрителей, влюбившихся в театр на всю жизнь. Наверное, самое романтическое время нашего театра — это середина 90-х годов, когда в труппу пришла молодая, красивая и талантливая генерация актёров. Словно свежий воздух ворвался в театр, и вокруг него возникла удивительная аура любви. Только представьте: на «Ромео и Джульетту» юные поклонники спектакля ходили десятки раз! Пожалуй, именно с этой работы замечательного мастера Михаила Мокеева и начался для нашего театра прорыв к новым творческим горизонтам.
Пусть расцветают все цветы!
Мне кажется, в театре должно быть всё: классика и современность, традиции и авангард. Во всяком случае, единственный в городе профессиональный драматический театр не может себе позволить быть театром одного стиля, одного направления. Классика — это прекрасно, это высокий разговор о вечных проблемах бытия. Но он должен звучать современно! Иначе, покрытое музейной пылью, птеродактильное искусство распугает всю публику. Впрочем, и сплошные формалистические выкрутасы тоже скоро ей наскучили бы. Так что пусть в театре будет всё — с условием, что это талантливо и оставляет в душе зрителя свет.
Шанс даётся каждому, право актёра — им распорядиться.
Почему в нашу труппу стремятся попасть выпускники театральных вузов из разных городов России? Потому что здесь они могут быстро себя реализовать. Это одно из правил театра — шанс даётся каждому, а право актёра — им распорядиться. К тому же в Белгороде сегодня ставят лучшие российские режиссёры. Это Семён Спивак — мастер мирового класса, я считаю. Это Валерий Белякович — океан постижения мировой литературы и жизни человеческого духа. Это Борис Морозов — мощный, страстный талант. Многим артистам молодого поколения посчастливилось работать с Владимиром Андреевым, Юрием Иоффе, Александром Огарёвым... Где ещё они встретятся с такими именами? В других провинциальных театрах они будут работать с одним режиссёром — хорошим, но одним. У нас тоже с недавних пор есть главный режиссёр Игорь Ткачёв, и я уверен, что у него большое будущее. Но сотрудничество с известными мастерами будет продолжено. И сами они стремятся сюда, потому что знают: здесь талантливая, мобильная, способная решать самые сложные творческие задачи труппа.
Растим актёрскую смену в Белгороде.
Мы всегда искали талантливых ребят в театральных вузах России. Бывало, присмотрю кого-нибудь среди выпускников, а мне говорят педагоги: этого парня в местный ТЮЗ уже пригласили, а эта девочка в Москву к жениху уезжает... Теперь же в Белгородском институте искусств и культуры есть кафедра актёрского искусства, где работают мастера сцены нашего театра: Марина Русакова, Виталий Стариков, Оксана Бгавина. А каким замечательным организатором оказалась заведующая кафедрой Ирина Чернышёва-Драпкина! Словом, у театра появилась учебная база, и мы имеем возможность отбирать лучших выпускников. Кстати, двое ребят уже зачислены в щепкинскую труппу.
Больше театра, хорошего и разного!
Я рад, что сегодня в Белгороде после долгих лет затишья наблюдается всплеск любительского молодёжного театрального движения. Хочу, чтобы эти ребята всегда были неслучайными гостями в нашем театре. И как председатель Белгородского отделения Союза театральных деятелей России я постараюсь помогать свободным театрам. Чтобы у них были репетиционные помещения, чтобы они могли показывать свои спектакли, учиться у профессионалов театра. От этого наше общее театральное дело на Белгородчине только выиграет.