Призвание – лечить детей
Предопределение. Наверное, это слово наиболее точно характеризует профессиональную судьбу Наталии Гавришовой. В Воронежский медицинский институт она поступила будучи убеждённой, что её призвание – лечить детей. После вуза в 1987 году распределилась в Белгородскую областную больницу.
Так случилось, что Наталия Николаевна и её коллеги оказались в центре революционных событий, охвативших педиатрию в середине 2000-х годов. Неонатология была выделена в отдельное подразделение здравоохранения (ранее врачей, выхаживавших младенцев, называли микропедиатрами), поднималась профессиональная планка лечения новорождённых и младенцев.
В 2006 году в областной больнице появился один из первых в России перинатальный центр, куда вошли педиатрический корпус с реанимационным отделением и отделением патологии новорождённых. Закупалось новейшее оборудование, врачи обучались (и до сих пор регулярно учатся) в Санкт-Петербурге и Москве, где показатели лечения недоношенных детей самые высокие.
В 2012 году наша страна по критериям Всемирной организации здравоохранения перешла на лечение детей с экстремально низкой массой тела. Если раньше медики боролись за жизнь малышей весом от 1 000 граммов, то с этого года помощь оказывается деткам с весом от 500 граммов. Педиатры перинатального центра во главе с Наталией Гавришовой были готовы к этим требованиям – имелись необходимый опыт, материальная база, хорошие результаты. Саму Наталию Николаевну за достижения в профессиональной сфере в 2011 году признали лучшим врачом-неонатологом России. Этот успех, как и занесение на Аллею трудовой славы, уважаемый доктор относит к победе всего коллектива перинатального центра.
Будни и праздники
Конечно, за её наградами, признанием, официальными данными стоят обыденные события врачебной практики. Родители, оказавшиеся перед неизвестностью: выживет долгожданный малыш или нет. Беспомощные детки в инкубаторах, подключённые к аппаратам. И доктор, выступающий в каждой конкретной ситуации единственным, от которого ждут только одного – спасения. Который должен объяснить маме, что происходит с её ребёнком, и по мере сил успокоить. А ещё проследить за тем, как организовано и продвигается лечение, заполнить документацию, настроить на нужную волну коллектив.
По признанию Наталии Гавришовой, описать чувства врача, выписывающего из центра маму с поправившимся ребёнком, простыми словами не возможно.
«Понимаешь, что ты причастен к чему-то большому, светлому, сделал кого-то счастливым», – говорит неонатолог.
По прекрасной традиции 17 ноября во Всемирный день недоношенного ребёнка три года подряд бывшие маленькие пациенты перинатального центра с родителями приходят к своим докторам, чтобы поблагодарить их и показаться, какими они растут. Приходят со своими рисунками, поделками, концертами. Вместе смотрят домашнее видео и не сдерживают слёз радости.
На грани
Но есть и чёрные минуты, когда ребёнок, балансировавший на грани жизни и смерти, уходит. Человеческое горе для доктора становится ещё и профессиональным испытанием.
«К смерти привыкнуть невозможно. И для врачей это, может быть, вдвойне тяжело. Понимаем, что мы не боги, и всё же… Этот груз заставляет сопоставить свои действия не только со служебной инструкцией, но и со своей совестью», – поделилась Наталия Николаевна.
Как мама уже взрослого сына и доктор, который не понаслышке знает, какова цена жизни, что такое родительское счастье, она категорически не понимает женщин, которые оставляют детей в роддоме.
«Не важно – больного или здорового. Никогда этого не понимала и не пойму», – коротко говорит она.
И напоминает о том, что государство прикладывает много усилий, чтобы матери вынашивали и рожали здоровых детей. Но оно, кажется, в последнее время всё чаще решает проблемы уже сформировавшегося безответственного материнства. Например, ещё десять лет назад увидеть курящую беременную женщину считалось чем-то вопиющим. А сегодня будущая мама, пьющая пиво на лавочке, чуть ли не норма.
«По пути на работу перед больничной оградой встречаю курящую беременную пациентку. Она попала к нам в тяжелейшем положении, прошла сложное лечение, чтобы спасти ребёнка. Врачи тратили свои силы, государство – деньги. А женщина, словно ничего не понимая, намеренно убивает в себе едва зародившуюся жизнь», – едва сдерживает эмоции Наталия Николаевна.
Конечно, она не проходит мимо. Останавливается, убеждает, приводит примеры. Она считает, что готовить девочек к материнству, а мальчиков к отцовству нужно с детского сада. Может быть, тогда вопросы здоровья детей и демографии будут рассматриваться в ином ключе. А в работе неонатологов не будет тягостных моментов, связанных с нелюбовью, равнодушием и бессердечием женщин, оставляющих ребёнка в роддоме.