Дефицит хореографов и техников
Белгородская область – один из немногих субъектов РФ, где с советских времён удалось сохранить систему дополнительного образования. Сейчас в этой системе работают 103 учреждения, в которых занимаются 69% детей области. Подавляющее большинство кружков и секций являются бесплатными. На развитие системы дополнительного образования в прошлом году направили свыше 977 миллионов рублей из консолидированного бюджета области. В 2015– м на эти же цели потратят более двух миллиардов.
Наибольший охват детей системой дополнительного образования наблюдается в Белгороде, Губкине, Старом Осколе, Вейделевском и Чернянском районах, где в различных учреждениях творчески развиваются от 70 до 100 % детей. 38 воспитанников подобных секций области за последние два года стали обладателями президентских грантов.
«По результатам предварительного мониторинга за январь– май 2015 года средняя зарплата работников системы дополнительного образования составила 22 750 рублей. Это даже немного выше запланированных показателей», – отметил начальник департамента образования Белгородской области Игорь Шаповалов.
Он рассказал, что приток молодых специалистов в этой сфере есть, но в то же время очевиден дефицит молодых кадров в техническом спорте, авиамоделировании, радиосвязи и робототехнике. Не хватает и хореографов.
Игорь Васильевич затронул и другие проблемы. Например, развитие материально– технической базы.
«Одним бюджетом эту задачу не решить. Необходимо привлекать негосударственный сектор. И здесь вселяет надежду деятельность созданных по поручению губернатора попечительских советов по развитию детского творчества. Они уже выделили 4 миллиона рублей», – отметил Шаповалов.
Он также рассказал о внедрении современных технологий как в образовательную, так и во внеурочную деятельность. За прошедший год больше половины базовых школ оснащены 3D– принтерами. К 1 сентября «Ростелеком» готов подарить подобную технику оставшимся учреждениям.
Творчество без ограничений
Ещё одна проблема – достаточно низкая включённость в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. По словам Игоря Шаповалова, сейчас департамент образования вместе с областными управлениями культуры и молодёжной политики разрабатывает проект, который позволит более активно развивать творческие способности у таких ребят.
Председатель регионального общества слепых Николай Поклад, входящий в состав комиссии по делам ветеранов и инвалидов, на примере двух районов рассказал о конкретных проблемах. Так белгородская школа– интернат № 23 недостаточно оборудована под потребности занимающихся там детей: не хватает пандусов, спальни и кабинеты очень тесные, некоторым ребятам сложно преодолевать высокие ступеньки. Из– за отсутствия лицензий в школе не развивается швейное и столярное дело.
Вообще лицензирование образовательной деятельности стало камнем преткновения для многих учреждений. В Валуйской школе– интернате дети с ограниченными возможностями здоровья лишены возможности учиться игре на музыкальных инструментах опять– таки из– за отсутствия лицензии, получение которой требует финансовых затрат. Николай Поклад попросил помочь учреждениям создать необходимые условия для получения лицензий.
Развивать личность
Обсудили на заседании и разработанную Стратегию развития воспитания в РФ до 2025 года. Основные её положения озвучила член комиссии по образованию, культуре и молодёжной политике Светлана Боруха, а заведующая Центром воспитания и дополнительного образования «БелИРО» Анна Богун рассказала о тех моментах, которые во время общественного обсуждения стратегии белгородцам показались спорными.
Положительно оценила стратегию начальник управления профессионального образования и науки областного департамента внутренней и кадровой политики Альбина Бучек.
«Когда мы на выпуске тестируем студента или школьника, то спрашиваем у него в основном уровень академических знаний. Никто не задумывается о том, как проверить личностное развитие. В стратегии главным приоритетом является создание условий для воспитания здоровой, свободной личности. И мы должны сделать на этом акцент», – отметила Альбина Александровна.
В догматической обстановке образовательных учреждений сейчас уделяется мало внимания эмоциональной стороне воспитания, в то время как именно она во многом формирует личность.
Обязанности и солидарность
Заместитель председателя Общественной палаты Виктор Овчинников рассказал о критериях оценки работы коллег. Ранее уже обсуждалась возможность мониторинга участия «общественников» в заседаниях и прочей деятельности. Сейчас рабочая группа готовит подробный пакет обязанностей, который обсудят на одном из будущих заседаний.
Виктор Овчинников также поднял проблему инфраструктуры местных общественных организаций.
«В конкретном районе живут интересные люди. Возникает вопрос – как им самоорганизоваться? Если посмотреть по структуре, то в районах чаще всего действуют отделения областных организаций, а своих отдельных организаций нет», – заметил Овчинников.
Он предложил на примере Грайворонского района посмотреть, какие там организации работают, а какие нет, исследовать их состав, послушать мнение людей, познакомиться с общественными лидерами. Подобный опыт позволит увидеть, сколько в регионе реально действующих организаций и сколько уже изжили себя.
Виктор Овчинников рассказал также о реализации стратегии формирования солидарного общества на уровне сельских муниципальных образований.
«Если сельский глава понимает, что ему надо формировать солидарное общество, он объединяет людей в селе, и они, например, вместе идут на кладбище убирать заброшенные могилы. А глава, который не понимает, требует учительский коллектив выделить 15 учителей и убрать. Когда общая забота перекладывается на часть зависимых людей – это деформирование солидарного общества», – отметил Виктор Васильевич.