Да, молодых и красивых чемпионов у нас сейчас хватает, и каждый их шаг, удар или титул не проходят незамеченными. Но у каждого дерева, в том числе и белгородского боксёрского, кроме плодов и цветов есть корни и первые ветви.
Если считать, что «укоренил» бокс в наших краях светлой памяти Валентин Иванов, то первыми ветвями стали наши первые мастера спорта СССР. № 1 – Александр Лютенко в 1970-м, № 2 – Владимир Беседин в 1971-м.
Посмотрите на снимок молодого Володи, которого уговорили сходить в фотоателье с заветным значком на пиджаке. Мастерский значок у фотографа получился не очень, в отличие от мастера. Но начнём мы сегодня с другой фотографии…
– Владимир Николаевич, пересматривал с нашим фотографом Владимиром Витальевичем Юрченко его фотографии с нынешнего 9-го мая, с шествия на демонстрации «Бессмертного полка». И вдруг – знакомое лицо. И незнакомое мне – лицо твоего отца-фронтовика…
– Фронтовых портретов у нас было два – и папин, и мамин. Внучку-второклассницу, Юлю, попросили, как и других, поискать дома фронтовые реликвии. После этого меня и пригласили пройти в упомянутой колонне. Не знаю никого, кто бы отказался в таком случае. Понёс портрет отца, а внучка – моей матери, то есть своей прабабушки.
– Как сложились их фронтовые пути?
– Отец Николай Семёнович призывался из Разумного, попал на Дальний Восток. Сумел пробиться в число добровольцев и воевал под Сталинградом. Ранение – госпиталь – возвращение на фронт под Великие Луки. Там было ещё тяжелее: от батальона десяток в строю остался, комбат, Герой Советского Союза, погиб. А отец после второго тяжёлого ранения и лечения был отправлен в Омск, в школу командиров. Но война кончилась раньше, и орден Красной Звезды остался для старшины главной наградой. На офицера, кстати, он не доучился: после Победы написал рапорт – и вернулся к мирной профессии штукатура-маляра.
Мама – Нина Павловна (в девичестве Карпенко) служила регулировщицей. Ушла на фронт из Сумской области, потом Киев – Варшава – Вена – Берлин – Прага. Регулировщиц не только бомбили и обстреливали, но и …воровали, причём не только немцы. Если свои – присылали сообщение: служит теперь в таком-то подразделении. Матери повезло – дослужила в своей части, демобилизовалась младшим сержантом. Приехала к родным в Белгород погостить – тут они с отцом и встретились.
– К спорту какое-то отношение имели?
– Никакого. Про работу отца уже говорил, мама была почтальоном. Плюс трое детей. И без спорта нагрузок хватало.
– Ну а «средний» ребёнок Володя как в бокс попал? Чтобы увереннее чувствовать себя на улицах и во дворах не самой тихой Крейды?
– Не это было проблемой и мотивом. Да к Валентину Иванову я в секцию попал уже далеко не ребёнком – лет в шестнадцать.
– Поздновато…
– По тем временам – нормально. Начал в 1967-м, закончил в 1979-м. С 1972-го на ринге выступал и одновременно тренировал.
– Не все молодые знают о достижениях тренера, который о них нечасто напоминает…
– Шесть раз был чемпионом области в весе 63,5 кг, три – в зоне «Юг России». В 1978-м командой взяли 4-е место на первенстве «Спартака». Достаточно…
– Понимаю, что питомцев можно называть десятками и сотнями. А если остановиться на нескольких?
– Тут парадокс. Титулов больше всего у Кости Белоусова – и российских, и международных. Он выиграл всё на свете, но в кикбоксинге. Спасибо, что не забывал, указывал фамилию тренера. Так я и стал заслуженным тренером России. По кикбоксингу. Без комментариев! В боксе у меня были два стража порядка – Рома Малыхин и Володя Коротких. Оба учились в БЮИ, Рома три раза выиграл чемпионат мира среди полицейских и пожарных, Володя – раз. Вместе с Николаем Поляковым тренировали Олега Кравченко. Потом отдали его в московский институт физкультуры, в надёжные руки земляка Киселёва. Там он и вырос из КМС до МСМК. (прим. от кандидата в мастера спорта до мастера спорта международной категории).
– А сам не рановато перчатки на гвоздь повесил – в 28 лет?
– Женился, дети, надо было работать.
– Из своих полных 63-х лет 43 тренируешь. Говорят, что фирменным упражнением мэтра является ноу-хау для накачки пресса с жутковатым названием «гестапо»?
– Не я придумал этот термин, это у боксёров такой юмор чёрный. Зато на пресс никто не жалуется.
– Мы только что смотрели альбом, который по идее должен был «развернуться» в некую аллею мастеров. От вас с Лютенко до современных чемпионов страны, МСМК и ЗМС. Когда боксёры выстроятся по хронологии и по порядку?
– Ох, не знаю. Может, на следующей боксёрской конференции кто-нибудь предложит по рангу наших чемпионов расставить. Одному это не под силу, если качественно делать и место подходящее найти. Мне кажется, оно должно быть в «Спартаке», откуда пошёл белгородский бокс.
– А копию – в Старый Оскол, где больше нынешних звёзд…
– Почему бы и нет?
– Не обидно, что нынешние мастера продвигаются быстрее и награждаются пощедрее?
– Нет, конечно, просто времена меняются, как и приоритеты. Вот мои родители вернулись живыми с войны – и это уже было счастье. Если б не так – кто бы ходил на демонстрацию и отвечал на все эти вопросы?