Студенты вуза ежегодно создают по нескольку коллекций, которые затем собирают награды по всей России — для дипломов в здании БГИИК стен в кабинетах уже не хватает. Оказалось, занимаясь возрождением традиционных нарядов (не только русских), специалисты института попали в яблочко: возвращение их отдельных элементов в повседневную одежду — один из самых главных трендов современной моды. Причём речь идёт не о тех моделях, которые создаются только для дефиле, а о повседневной одежде. Заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного института искусств и культуры Тамара Митрягина рассказала «ОнОнасу», почему мода стремительно возвращает в одежду черты народных костюмов:
«Традиции народного костюма используются всеми модельерами, от Юдашкина и Зайцева, заканчивая неизвестными широкой публике людьми. У нас в процессе обучения первое, с чем знакомят студентов, — это традиции народного костюма, начиная от декоративного решения, заканчивая формообразованием, конструктивными особенностями. Когда студенты готовят курсовые и дипломные работы, они выстраивают современную коллекцию одежды с элементами традиционной. У нас каждый год выходит несколько таких коллекций, и это не только русский народный костюм, но и традиционная одежда самых разных культур».
По словам Тамары Алексеевны, в основе любого элемента современной одежды лежит традиция, которую надо знать. Этому в институте специально обучают, а обыватель этого может и не увидеть. Есть студенты, которые после подробного изучения темы полностью реконструируют костюмы. Из современных материалов такие сделать нельзя, поэтому создаётся реплика — реконструкторы используют современные ткани, но сохраняют все традиции орнамента, печати, создания формы. Такие реплики пользуются большой популярностью на различных конкурсах и почти везде получают награды.
«Всё дело в том, что в этой одежде передана народная мудрость, — считает Тамара Митрягина. — Это не просто красивые слова. Мудрость заключалась в том, что за счёт модульной ширины заправки ткацкого стана любую фигуру, вне зависимости от природных данных, можно было укрыть модулями. Все элементы были прямоугольные, поэтому не было необходимости что-то кроить. Производство было безотходным. Только в середине XIX века, когда начала развиваться лёгкая промышленность, ткани начали производить на фабриках. Вот тогда и появился крой».
Традиции сохранялись и у первых модельеров. Стоявшая у истоков российской и советской моды Надежда Ламанова (получила Гран-при Всемирной выставки в Париже в 1925 году, а стиль а-ля рюс стал тогда очень модным в Европе. — Прим. ред.) впервые попыталась вернуться к истокам. Она подчёркивала природные женские достоинства и скрадывала недостатки. Используя народный, модульный крой, она создавала из целого куска ткани немыслимую форму. Но если убрать все заколочки и закрепочки, то снова получался целый кусок ткани, чем она всех и покорила. Она доказала Парижу, что русские холщовые ткани и деревянные аксессуары могут занимать достойное место в современной моде.
Многие современные европейские коллекции построены на Павловопосадских платках. И хотя в Россию привозят модели французских сапог, в их основе на самом деле лежит тот самый русский сапожок. А сегодняшние стразы на обуви — это не что иное, как трансформация народной традиции украшать обувь.
«Нам и на конкурсах поэтому говорят, что мы очень точно выбрали направление, — рассказывает Тамара Алексеевна. — Тут всё просто — если студент не будет знать традиции, он просто не сможет создать ничего современного с изюминкой. Текстильщики, кожевенники сегодня создают столько фактур… И можно просто сшить народную рубаху, но за счёт этих новых фактур выглядеть всё это будет очень современно».
Всё это мы можем видеть вокруг себя, если присмотреться. Русские «рогатые» головные уборы, которые можно увидеть сегодня у детей, в древние времена работали как обереги — чем выше рога, тем больше защищены женщина и ребёнок. И сейчас в городе многие девушки носят павловопосадские платки поверх шуб и пальто. Да, они по-особому, порой с выдумкой завязаны. Но главное в том, что платок, как и многие другие традиционные элементы одежды, и сегодня живее всех живых.