Тысячный Утёсов
Первая FM-радиостанция в Белгороде начала своё вещание 1 марта 1996 года и называлась «Вавилон». Название придумал Виктор Гаррын Плотников. Они вместе с Виталием Чеботарёвым считаются основателями радиостанции. В прошлом они играли в КВН и вообще были разносторонне талантливыми людьми.
В переводе с аккадского языка Вавилон означает «врата богов». Можно сказать, что радио «Вавилон» открыло ворота для других белгородских FM-станций, потому что в последующие годы их становилось всё больше.
Ведущими «Вавилона» стали Степанида Полянская, Алина Никитина, Андрей Лудан (он же – Меломанов), чуть позже – Василий Паутов (в эфире – Валентин Васильев), Андрей Чистяков и Владимир Половнёв.
В числе тех, кто тогда развивал новое медийное направление и продолжает трудиться в этой сфере, – Дмитрий Мешков. Он успел поработать радиоведущим, программным директором радио «Европа Плюс» и «Юмор FM», а сейчас – звукорежиссёр Белгородской медиагруппы.
«Собрались творческие люди, которым было интересно делать что‑то новое, они горели. Поскольку больше станций не было, нас слушали все. Все 24 часа в сутки – местный эфир, то есть мы ни от кого не зависели. И музыка крутилась абсолютно разная. Сейчас бы это назвали middle of the road. Помню, что диск под номером 1 000 в базе был с песнями Леонида Утёсова. Диски привозили из Москвы, а эфир писался на видеомагнитофон», – рассказывает Дмитрий Мешков.
Радиостанция «Вавилон» просуществовала примерно год, а потом на некоторое время стала «Европой Плюс Вавилон» и впоследствии – «Европой Плюс», которая существует и сейчас. Уже в 2000-х годах на FM-волнах стало появляться всё больше разнообразных коммерческих станций. Сейчас их 11.
Дирижабль над пескарьером
Дмитрий Мешков с ностальгией вспоминает время «Вавилона». Во‑первых, эфир полностью был белгородским, что давало свободу для творчества, а во‑вторых – кроме волны 103,5 FM, тогда никаких FM-радиостанций не существовало.
«Слушали все – от милиционеров до бизнесменов, независимо от пола, возраста, статуса, причём не просто музыку, а каждое слово, знали всех ведущих, их вкусы. На стенах чуть ли не помадой писали «Мы вас любим» каждому отдельно, постоянно какие‑то фанаты приходили», – вспоминает Мешков.
При этом радиослушатели верили всему, что говорилось на «Вавилоне».
«Виктор Плотников (в эфире он был Виктор Ласточка) любил различные провокации в прямом эфире. Например, мог заявить, что какой‑то несусветный дирижабль завис сейчас над пескарьером, и люди туда ехали. Причём не один, не два, а 10, 50, 100 человек», – добавляет ведущий.
Местное вещание позволяло создавать много музыкальных, юмористических, аналитических, детских передач, утренних и вечерних шоу. Ведущие выходили и в ночной эфир. В один из первых таких эфиров ведущий задавал вопрос «Почему вы не спите?» Сторожа кладбища, милиционеры на дежурстве, хирурги в реанимации звонили на радиостанцию и с удовольствием рассказывали, почему они не спят и чем занимаются на работе. Из всех передач белгородского вещания сейчас осталась только поздравительная, хотя не в той форме, что раньше. Радио стремится к тому, чтобы сократить количество живого общения.
«Звонили в эфир намного чаще. Не с целью, например, что‑то выиграть. Люди хотели просто пообщаться. Всё было как‑то душевнее. Сейчас больше СМС-поздравлений и через Интернет», – признаётся Дмитрий Мешков.
Интернета в то время практически не было, поэтому для создания выпуска новостей два-три журналиста с самого утра обзванивали милицию, МЧС, скорую помощь и т. д. Пресс-службы крупных структур сами сообщали.
Что касается технических моментов, то сначала использовались даже кассеты. С них крутили рекламу, потом были мини-диски и CD. С начала 2000-х радиостанции полностью перешли на компьютеры. Каждая станция привязывалась к своей вещательной антенне, сейчас с помощью оптоволоконной связи вещание идёт удалённо.
«Радио для ведущего – это удовольствие. Раньше это было самоутверждением, самореализацией. Теперь этого намного меньше: тебя и меньше в эфире, и уже вряд ли выдумаешь что‑то такое, чего не придумали до тебя», – считает Дмитрий.
Под наркозом
На волнах «Вавилона» шла передача «Под наркозом». Одним из её ведущих был известный белгородский музыкант, диджей 1980-х Владимир Марков, сейчас работающий ведущим на радио «Мира Белогорья». Название передачи возникло от того, что она велась в прямом эфире, а это у радийщиков считается наркозом, некой эйфорией. В те времена в эфире разрешалось говорить многое. Суть этой программы заключалась в том, что белгородские новости подавались под ироничным углом, и звучала музыка, которая могла это как‑то проиллюстрировать.
Сам Владимир Марков, по собственному признанию, всегда мечтал работать на радио. Начиналось всё с прослушивания «Радио России», которое тогда ещё, в 1970-х годах, называлось «Радиокомитет», вещая на УКВ и по проводным приёмникам. Там работали такие журналисты, как Николай Ряполов, Диана Башвинова, Владимир Сиротенко, Валентина Казначеева, Валентина Шаталова. Первые магнитофонные записи будущего диджея делались именно с этого радио.
Параллельно с диджейской карьерой Владимир Марков начинал работать на радио «Три А» в 1999 году. Радиостанция, как и тогда уже не существовавший «Вавилон», была чисто белгородской. Сейчас на этой частоте вещает «Авторадио». Потом ведущий вместе с Олегом Денисенко делали развлекательную программу «Камертон» на «Радио России».
«Письма приходили мешками. Времени в эфире для дискуссий было мало, и после передачи раздавалось очень много телефонных звонков. Мы убегали минут на 40 из кабинета, чтобы не отвечать на них», – вспоминает Марков.
Уникальный музконтент
Вскоре формат «Радио России» стал более жёстким. Как раз в это время – в 2007 году – организовывалось новое радио «Мира Белогорья», куда и перешёл ведущий.
«Много чего здесь перепробовали. Радио меняло курс семь раз. Мы постоянно ищем своё лицо в зависимости от вызовов времени», – говорит он.
С тех времён остались авторские программы Владимира Маркова «Там, на виниловых дорожках» (история о песнях), «Ракурс» (пристрастное освещение культурных событий Белгородской области). Сейчас идёт спецпроект к 70-летию Победы «Песни фронтовых дорог», рассказывающий о военных песнях и о том, какое значение они сыграли в судьбах людей.
Радио «Мира Белогорья» является единственной станцией, которая круглосуточно вещает во всех районах области. В Белгороде – на волне 100,9 FM. Радиостанция выделяется в лучшую сторону и в плане музыкального контента.
«Мы подстроили формат под себя. В один момент взяли и вытерли всю попсу. Из русского у нас 90 % составляет рок. Образ нашего слушателя – это взрослый человек, который знает, чего хочет в жизни, чего‑то добился, затронул не одну эпоху музыки, из которой взял всё самое интересное и вкусное. Хотя могут слушать и люди 25–30 лет. У нас звучат коллективы, которых вряд ли услышишь на других станциях. Это редчайшие экземпляры. Они где‑то в Интернете распространены, но у них очень достойное творчество. Например, коллектив «Каренин», который пишет потрясающую музыку к фильмам», – рассказывает музыкальный редактор радиостанции Алексей Зайцев.
В плейлисте радио «Мира Белогорья» находится место и белгородским исполнителям, таким как Гуша Катушкин, группы «Рок-музыка», «Экватор». В скором времени в эфире должна появиться группа «Дерево».
Живое общение
В Белгородской области есть ещё один необычный проект. На «Радио России» с 2005 года выходит молодёжная программа «Горизонт». Всего за 10 минут ведущий успевает продуктивно пообщаться с интересными людьми.
«Темы не ограничены, возраст гостей от 15 до 30 лет. Самое главное – чтобы они занимались чем‑то интересным, каким‑то творчеством, причём не обязательно искусством. К нам приходили единственный в Белгороде волынщик-самоучка Никита Кобзарь, команда КВН «Детективное агентство «Лунный свет», когда они ещё играли в украинской лиге, тренер по кикбоксингу, который в 20 с небольшим лет уже воспитал победителей Кубка мира», – рассказывает ведущий передачи Сергей Уколов.
Автором и первой ведущей «Горизонта» стала Оксана Быкова, которая и сейчас продолжает работать на волне 70,16 FM.
По мнению Сергея, радио – это сочетание свободы выбора и стремительности в отличие от газет. В телевидении жёсткие ограничения: нельзя показать то, что не попадает в кадр, и при этом уложиться в 1,5–2 минуты.
«Здесь живое общение, эмоции, отдача. Всегда нахожу что‑то новое, чему‑то учусь и работаю не ради самореализации, а просто из интереса, – подчёркивает ведущий. – Постоянно появляются новые темы, увлечения и герои. Например, есть уже сообщества чаелюбов. Это странно, может быть, но интересно. Или независимые молодёжные театры».
Московское время – шесть рублей пятьдесят копеек
Рабочие будни радиоведущих не обходятся без комичных ситуаций и ляпов. Очень часто они происходят, когда ведущий забывает выключить микрофон, например по окончании прямого эфира. В эти моменты в эфир прорывается и ненормативная лексика, и впечатления о весело проведённых выходных, и оценки деятельности начальства и своих коллег. А бывают оговорки и просто разные курьёзные случаи. О таких и рассказали радиоведущие.
Дмитрий Мешков:
«Вместо одного компакт-диска в коробочке оказался другой. Ведущая, ожидая услышать прекрасного Джо Кокера и смачно его объявив, поставила диск, а там были шумы – звуки болота. Первые 20 секунд она, всё это слушая, думала: какое интересное интро у песни, потом лихорадочно соображала, как это убрать, а затем гонялась за тем, кто поменял диски. В те времена, когда было радио «Вавилон», мы могли себе позволить выйти на песне и сказать: «Так видел это себе наш звукорежиссёр, который положил этот диск не на своё место». Сейчас, наверное, как‑то бы смиксовали потихонечку, как будто так и было задумано, такой джингл и снова вышли бы на песню.
Часто случалось, когда ведущие путали названия групп. Были такие неожиданные объявления. Например: «Ну а сейчас у нас в эфире AББA, слушаем Boney M». Человек думает о группе AББA, но в руки ему попадается диск Boney M».
Владимир Марков:
«Раньше все новости читались вживую, а ведущие вынуждены были приходить на работу к шести утра. Валентина Шаталова рассказывала, что однажды перед прямым эфиром обменялась мнениями с коллегой-диктором по поводу цен на рынке. И вот начинается эфир, и она произносит: «Московское время – шесть рублей пятьдесят копеек».
Во время работы с Олегом Денисенко на «Радио России» был такой случай. Студия находилась на первом этаже, а над нами – бытовка уборщиц. Потолки были подвесные, и вверх выводился вентиляционный канал. Уборщица решила, что это раковина, и вылила туда ведро грязной воды. А в это время у нас был прямой эфир, и на нас, на мониторы, на микшер полилась сверху вода. Олег быстро сориентировался, стал что‑то делать, прибежал с ведром, подставил его, но в эфире был слышен шум воды, а мы каждую секунду ждали, что произойдёт замыкание и нас поубивает. Но, слава Богу, обошлось».