Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 декабря 2014, 11:46
 Ирина Дудка 1741

Девятый вал шоппинга

Стоит ли тратить сбережения на второй холодильник и третий телевизор

Девятый вал шоппинга
  • Ирина Дудка

«Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное», – золотые слова кота Матроскина из мультика о Простоквашино. Но разве вспомнишь эту мудрость в приступе потребительского зуда, который обострился грядущими новогодними праздниками и опасением роста цен?

Без паники

После валютного скачка и информации в некоторых СМИ о том, что Сбербанк якобы прекратил выдавать кредиты физическим лицам, толпы взволнованных людей, имеющих счета и зарплатные карты Сбербанка, метались от банкомата к банкомату и выстраивались в длинные очереди там, где чудо-аппарат выдавал наличку. Слухи распространялись лавиной: «Деньги больше не выдают», «В банке нет рублей», «Наличку ограничили». У жителей Белгородской области на руках 1,1 млн пластиковых карт Сбербанка. По Центральному Черноземью больше только в Воронежской области – 1,4 млн. И вот тысячи их пользователей кинулись снимать наличность.

– Новый год впереди, у нас всегда в это время ажиотаж, просто не успеваем закладывать деньги в банкоматы, – спокойно объяснил представитель банка в одном из офисов, где из трёх банкоматов выдавал наличность только один.

«В настоящее время наблюдается некоторый рост спроса со стороны населения на наличные средства в рублях и валюте. В условиях повышенного спроса на наличные средства Сбербанк стремится своевременно обеспечивать необходимый объём предложения без потери качества обслуживания. Сбербанк продолжает работать с международными платежными системами Visa и MasterCard. Сбербанк не вводил и не будет вводить никаких ограничений ни на снятие наличных, ни по платежам по своим картам. Ограничения на снятие наличных в банкоматах Сбербанка отсутствуют», – сообщение, размещённое на сайте, должно было внести ясность, но его дежурная вежливость на тот момент только раззадоривала.

Деньги, которые не удалось снять в банкомате, бесследно растворились в кассе магазина бытовой техники по безналу, а дома у многих появились очередные телевизор, стиралка, планшет.

Истерика из середины 1990-х, когда люди, боясь обесценивания денег, спешили купить хоть что-то. Но тогда ещё была надежда продать дефицитный товар с учётом инфляции. За последние лет 10 только совсем ленивый не обзавёлся необходимой бытовой техникой и электроникой. А новинки дешевеют с появлением каждой следующей модели, поэтому инвестиции в бытовую технику, машины и компьютеры становятся, пожалуй, самым верным способом обесценить свои вложения.

Цену уточняйте на кассе

Интернет пестрит сообщениями и изобилует снимками о том, как в разных городах России народ массово скупил технику и электронику, кое-где полки уже пустые.

В Белгороде покупатели привычно бродят по торговым залам магазинов, консультируясь у продавцов. «В связи с переоценкой окончательную стоимость товара уточняйте на кассе», – гласит объявление перед входом в один из магазинов бытовой техники.

– А это уже новые цены на телевизоры?

– Конечно, как и везде товары подорожали процентов на 20, – отвечает продавец, – и ещё будут дорожать. На сколько? Я не могу знать.

На предложение показать телевизор в подарок родителям он расхваливает модель «есть всё» за 42 тысячи рублей и попроще – за 33 тысячи. Однако на полке ниже стоят телевизоры и за 27 тысяч, а уж совсем простые и маленькие можно купить даже за 10 тысяч.

– Те, что за 40 сейчас, раньше были по 32, а те, которые по 27, раньше стоили около 20 тысяч, – рассказал он. – У вас ещё есть шанс купить, после Нового года будет дорожать, это ж Россия, здесь никогда ничего не дешевеет.

– Берите, в других магазинах уже пустые полки, – услышала от продавца во втором известном сетевом магазине техники и электроники.

Однако, пробежавшись по нескольким торговым точкам, убедилась в отсутствии пустых полок и дефицита какого-либо товара. Холодильники и стиральные машины подорожали в зависимости от аппетита продавца: где-то нет стиралок дешевле 22 тысяч, где-то стоят за 15999, и в очереди за ними никто не давится.

– Я вам предлагаю оформить покупку сегодня, некоторых моделей на складе уже нет, –предупреждает продавец особо заинтересовавшегося покупателя.

В третьем магазине тоже честно ответили, что цены поднялись, но не на весь ассортимент, а только на те товары, которые были закуплены уже по новому курсу.

Ольга и её мать приехали за покупкой в Белгород из Шебекино. Решили подарить себе на новый год телевизор.

– Мы его и так собирались брать, у нас тот телевизор совсем старый, цены стали расти, вот мы и поторопились, здесь купили за 28 тысяч, такой же у нас в Шебекино за 40 продают, – поделились они.

На фоне растущего спроса магазины меняют ценники с повышением. По словам продавца из отдела телефонов, цены на них уже поднялись процентов на 40, и это при том что партию товара по новым ценам ещё не завозили.

Исполнительный вице-президент компании «Евросеть» Виктор Луканин в одном из интервью отметил, что цены вырастут на 20-30% уже к новому году, когда пойдут новые поставки от производителей, а значит, условный телефон, который сейчас продаётся за 30 тыс. рублей, будут продавать за 40 тыс. рублей.

Но не стоит забывать, что очень дорогие телефоны и телевизоры – предмет далеко не первой необходимости.

Все побежали, и я побежал

Разум подсказывает, что на всю жизнь не напасёшься, да и очередной холодильник, собственно, зачем, если сейчас актуальнее мысль о том, что будем класть в первый? Но тут уже рулят представления и установки потребителей. Причиной ажиотажного спроса психологи называют фактор коллективного поведения: «Все пошли покупать, и я пойду». Однако такой подход не всегда верен.

– Я бы не сказал, что большинство паникует, тенденции такой нет, – говорит психолог Пётр Греков. – У нас и 1998 год был, пережили, и это переживём. Нужно относиться к любому кризису как китайцы, у них даже иероглиф «кризис» обозначается как «изменение». Ведь дорога может повести в любую сторону: не только в плохую, но и в хорошую. У людей, для которых основа – деньги, будет такая реакция, а человек с внутренними убеждениями всегда будет оставаться спокойным. Стадное чувство есть, но не у всех же.

Нужно не выживать, а жить, – добавляет специалист, – и в этом человеку помогают два качества: умение любить и работать.

– Собака умеет любить, но не умеет работать, бобёр прекрасно работает, но не умеет любить, вот те люди, которые умеют и любить, и работать, – они не выживают, а живут, – считает Пётр Греков. – Именно на этом нужно строить основу, а не на стадном чувстве, когда кто-то пытается выжить и ведёт себя вопреки элементарной логике.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×