Новое дело Солиста. Белгородец – ветеран СВО стал участником проекта «Время своих героев»
«Белгородские известия» встретились с Эдуардом Давыденко из валуйского села Казначеевка

-
Статья
-
Статья
Эдуард Давыденко – успешный участник проекта по обучению навыкам предпринимательской деятельности для участников и ветеранов специальной военной операции «Время своих героев». Его бизнес-идея по выращиванию свежих овощей в теплице без применения химических удобрений не только нашла поддержку у кураторов и наставников, но и получила одобрение регионального министерства сельского хозяйства.
Искренняя история доброго человека. Белгородский режиссёр снял кино об участнике СВО
Как деды завещали
О своей жизни до СВО Эдуард Давыденко говорит просто: учился, работал, занимался всем и понемногу – и плотником трудился, и кочегаром.
«После распада Союза трудно было. Семью нужно же кормить. Уже тогда стал заниматься фермерским хозяйством – и овощи выращивал, и свиней держал. С техникой всегда был на «ты» – трактор знаю как свои пять пальцев», – улыбается Эдуард Павлович.
Долгое время семья жила в Донбассе, где отец Давыденко трудился шахтёром. Там Эдуард окончил школу, получил профессию токаря, ушёл в армию. Три года отслужил на подводной лодке в Балтийском море. После армии работал на заводе, женился и перевёз красавицу жену в Россию.

«Не представляю свою жизнь без Казначеевки. Здесь я проводил все летние каникулы, сюда я вернулся после службы в армии, здесь выросли мои дети», – говорит ветеран СВО Эдуард Давыденко о валуйском селе, откуда родом был его отец.
После начала специальной военной операции валуйчанин стал помогать российским бойцам – и гуманитарную помощь собирал, и «за ленточку» ездил.
«Для меня каждый воин – брат». Как неравнодушные валуйчане помогают бойцам СВО
«Три моих деда воевали. Мне посчастливилось застать их живыми. Я воспитывался на рассказах о Великой Отечественной войне, – отмечает Эдуард Давыденко. – Мы потомки великих защитников. Поэтому не смог оставаться в стороне – пришло время Родину защищать».
Целый месяц он пытался уйти добровольцем: в 54 года не разрешали участвовать в СВО.
Эдуард рассказывает, что не стал заранее говорить родным – у него три дочери, младшей из которых на тот момент было 12 лет, – чтобы не волновались. Когда все документы были готовы, рассказал детям о своём решении идти на фронт.
«Меня долго не хотели брать на СВО из‑за возраста. Я уже хотел ехать через Донецк. Но потом позвонили из местного военкомата и сказали, что вопрос решён. Младшую, Ярославу, оставил с моей мамой. Она живёт рядом с нами. Потом, когда стали сильно обстреливать регион, мой брат и старшие дочери, Татьяна и Алёна, забирали сестру к себе по очереди – то в Москву, то в Адлер, – вспоминает Эдуард Павлович. – А вот мама категорически отказалась уезжать из своего дома».
«Я вернулся другим». Как СВО изменила взгляды на жизнь 32-летнего белгородца
С Божьей помощью
В мае 2022-го Эдуард Давыденко ушёл на СВО. Он попал в отдельные войска материального обеспечения – ОВМО, хотя изначально просился в танкисты.
«В Дзержинске мы познакомились с Витей Зориным. Он из Корочи. Мы с ним фактически вместе весь фронт прошли – столько техники подняли. Смотришь – хлам, а мы старались вернуть машины в работу. Он со мной и в моём последнем бою был. Через неделю и товарищ мой получил ранение», – говорит Эдуард.
Непросто даётся ему рассказ о полутора годах участия в СВО. Он называет имена белгородцев-сослуживцев – Игорёк, Гриша, Коля…

«Игорь погиб под Артёмовском, – долгая пауза, чтобы собраться и продолжить рассказ. – Погиб в феврале 2023-го, а только в августе его нашли и похоронили на малой родине, в Бессоновке. У него два сына остались. Помню, Игорь говорил: «Я пришёл, чтобы они не пошли».
Одну за другой он вспоминает истории о фронте и ребят, которые стали боевыми братьями. Каждый эпизод – основа для большого рассказа или полной статьи. Эдуард признаётся, что стал писать стихи. Немного смущаясь, зачитывает строчки одного из последних произведений:
И смена в карауле вновь моя.
И лунный луч, холодный, тонкий,
Беззвучно проходит сквозь осеннюю листву
Теряющих былую красоту могучих клёнов.
Что значит тишина за линией России?
Сверчок стрекочет, отзывается фазан,
В ночной пугливой тишине зовя подругу…
<…>
Как будут рады
дети освобождённых городов Донбасса
той тишине, что затаилась вдруг
без грохота и взрывов натовских боеприпасов.
Ну а сейчас лишь… Лёха-брат шепнул:
«Ты потерпи, браток!» –
И тут же затянул: «Едут-едут по Берлину наши казаки…»
«Мировоззрение поменялось». Участник СВО из Белгорода по льготам учится на стоматолога
«Ранен я был трижды. Что остался в живых – просто чудо. Первый раз зацепило, когда за рулём был, второй раз – подорвался на мине. Машина восстановлению не подлежит, а меня из неё выкинуло. Лишь контузило немного, – Эдуард говорит всё тише и тише, практически шёпотом, а рука держит рубаху у ворота – там, на груди, дорогой для него православный крест. – В России мы тогда находились, под Ростовом. Как‑то пришли ко мне ребята и просят помочь им. Мой «Урал» был на ходу, а два КрАЗа на трассе заглохли. Надо дёрнуть. Одну машину завели сразу, а вторая сначала вроде бы поехала, но потом заглохла. Пришлось мне на тросе тащить – парней надо было выручать. И тут на холме я увидел небольшой храм. Серый, неприметный. Если бы ехали быстро, не заметили. У дороги стоит монахиня, она и пригласила нас в храм. Помолились, причастились. Она нам крестики надела, благословила».
Эдуард Давыденко рассказывает, что несколько раз чуть не терял этот простой, но такой дорогой ему крестик.
«Это мой ангел-хранитель», – говорит ветеран, вспоминая, как чудом выжил в последнем для него бою.
Семье погибшего на СВО белгородца передали золотую звезду Героя РФ
«Это была Белогоровка»
Немного помолчав – военная операция ещё не закончена, и многие его товарищи находятся «за ленточкой», где каждую минуту рискуют своими жизнями, – Эдуард Павлович решается поделиться историей своего последнего боя. Там навсегда остался его боевой друг, а сам он выжил только благодаря воле Божьей.
Короткими, похожими на выстрел предложениями, с паузами, подбирая слова, ветеран СВО говорит о том предновогоднем дне 2023 года.
«Это была Белогоровка. Мы подошли к краю леса. Ночь просидели в охранении, утром начали окапываться. Вдалеке разведка вела бой, который потом стал приближаться. Когда ребята меня сменили, стал рыть окоп. Командир говорит, мол, заканчивай, бой близко. Но я чувствовал, что надо доделать. Витя Зорин подошёл и стал мне помогать. Ребята с нами были – Коля из Новосибирска, ему уже за 50, и 25-летний Дима. А бой всё ближе. Думаю: надо за пулемётом сходить – у ребят рядом стоит. Двух шагов сделать не успел – начался обстрел. На третьем взрыве получил ранение, хорошо, что успел запрыгнуть к себе в окоп, перевязался. Слышу – Коля застонал: его тоже задело. А мины разрываются одна за другой – головы не поднять. Витя со словами «Эдик, страшно, но нужно» вдохнул полную грудь и побежал. А потом и я помог ему. Колю дотащили. Спас нас тогда мой окоп. Не зря его большим сделал, все трое поместились. А над нами висит беспилотник – корректирует огонь, – рассказывает Эдуард Павлович и показывает на плечо – там остался осколок после ранения. – Побежал в соседний блиндаж за аптечкой – надо было Колю перевязать. Это и спасло Витю. Беспилотник за мной пошёл. Мины рвались за спиной. Одним снарядом сшибло дерево, оно меня задело по рёбрам, а следующей взрывной волной отбросило. Выжил чудом. Позже нас, трёхсотых, вывел вагнеровец с позывным Пиночет. И главное – шашка осталась цела».

Во время рассказа старалась не перебивать Эдуарда Павловича, а здесь не выдержала и переспросила:
– Шашка?! Или мне послышалось?
— Она со мной всегда, – улыбается валуйчанин. – Во время одного из зачётов в батальоне прибежал пятым, отстав от лидера всего на 15 секунд. Хотя все, кто опередил меня, были чуть старше 25 лет. А мне 54!
Эдуард Давыденко рассказывает, что именно благодаря своей любви к фланкировке шашкой и появился у него позывной.
Правильного парня воспитали. Почему житель Красненского района стал участником СВО
«Однажды в Дзержинске к нам с концертом приезжал ансамбль казачьей песни. Подошёл к артистам, попросил выступить вместе с ними – пою я с самого детства», – объясняет он.
Эдуард Павлович исполнил несколько песен, а потом попросил у профессионалов их настоящие казачьи шашки и показал своё мастерство:
«После этого Игорёк и стал меня называть Солистом – так я получил необычный позывной».
Белгородский губернатор рассказал о победителе проекта «Время своих героев»
При поддержке губернатора
После ранения Эдуард Давыденко остался в Валуйках, записался в территориальную самооборону. Позже решил заняться сельским хозяйством – во первых, важно поддержать жизнь в приграничье на достойном уровне, во вторых, чтобы трудиться в непосредственной близости от границы, сегодня нужна по‑настоящему военная выдержка. Ветеран стал участником губернаторского проекта «Время своих героев». Идея Эдуарда Павловича выращивание натуральных овощей без добавления химических удобрений нашла серьёзную поддержку у руководителей и кураторов проекта.
«Наставники не только помогли нам оформить идею, но и приложили максимум усилий, чтобы дело стабильно развивалось. И бухгалтерские вопросы обсуждали, и раскрывали секреты настоящего бизнесмена. Ведь быть предпринимателем – это особая ответственность. Как за себя, свою семью, так и за тех людей, кто поверил в тебя», – отмечает Эдуард Давыденко.

На полученные средства он купил оборудование для теплицы, семена, задумался о расширении производства и вместе с наставником проекта Ксенией Горбуновой подготовил документы для участия в грантовом конкурсе от министерства сельского хозяйства.
«Овощеводов в регионе немного, поэтому Вячеслав Гладков на встрече с бойцами поддержал идею Эдуарда и попросил всячески способствовать развитию его проекта, – рассказывает наставник ветерана Горбунова. – У Эдуарда Давыденко есть опыт выращивания и реализации тепличных овощей. Кроме того, его огурцы действительно сладкие благодаря технологии органического удобрения крапивой».

А ветеран СВО и начинающий предприниматель признаётся:
«Даже не думал, что будет такая поддержка. Шёл в проект, чтобы поговорить с единомышленниками, посмотреть на идеи других, хотел научиться правильно вести бизнес, так как мой предыдущий опыт показал, что я что‑то делаю не так. Действительно нашёл на проекте колоссальную поддержку».
Основные обязанности
Сейчас Эдуард Давыденко строит планы на мирную жизнь, но продолжает помогать фронту по мере сил и возможностей. Он отмечает, что продовольственная безопасность и снабжение стали основой его обязанностей. Сила бойцов на СВО зависит от крепости тыла, уверен ветеран.
«Первые шаги были будто в пустоту…» Как в Белгороде живёт участник СВО, потерявший зрение
«На фронте мы отвечали за снабжение. Обеспечение – это не только обмундирование, топливо и снаряды, но и питание. Хлеб возили и связистам, и разведчикам. Бывало, что излишки отвозил в Волноваху (небольшой город на юго-западе ДНР – прим. авт.), раздавал населению. Однажды жители, услышав, что мы приехали, пришли за хлебом и быстро разобрали. Я уже разворачивал машину, когда из‑за угла мальчик вышел. А мне ему и дать нечего, – вспоминает Эдуард. – Мне так больно было тогда – не передать словами. В следующий раз специально отложил несколько батонов и дождался мальчишку. Помнить буду этот день всю жизнь».
Эдуард рассказывает, как люди встречают российских бойцов – и стихи читают, и просто благодарят, и спрашивают, не вернутся ли «эти», кивая в сторону Украины. Поэтому участники военной операции очень стараются приблизить победу.
«Ребятам, которые участвуют в СВО, важно защитить свою землю. Подрастающему поколению сейчас нужно хорошо учиться и быть достойными своих отцов, дедов наследниками подвигов, героизма, мужества. Впереди ещё много дел, и будущим специалистам – тем, кто пока ещё только учится в школе, ссузе или вузе, – предстоит пройти сложный путь для восстановления величия нашего государства. Величия, основанного на наших традициях», – уверен Давыденко.
Екатерина Алавердян