Воспитательное пространство. Почему школьники в валуйском селе Рождествено не спешат домой
Кому‑то обязательно нужно попасть в место силы, а у валуйских школьников есть своё место притяжения

-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Точнее, «Точка притяжения». Так называется программа, которую реализует муниципальный центр «Перспективы». Благодаря ей при школе села Рождествено создано коворкинг-пространство. В нём шесть тематических сфер: в «Антикафе» дети могут поиграть в настольные игры, попить чаю, отдохнуть. «АртиШок» ждёт любителей порисовать на графических планшетах, а мастерская красок – кисточками на мольбертах. «Клубок» – место для психологической разгрузки. А ещё есть сферы «Компас», «Профориентация», «НаЗОЖе», где каждый найдёт себе дело по душе.
Индивидуальный подход
Всё началось в феврале минувшего года, когда федеральный Фонд поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, объявил грантовый конкурс «Создание муниципального центра «Перспективы».
«Мы представили свои идеи по участию в этом конкурсе главе округа Алексею Дыбову, – рассказывает заместитель начальника управления образования Валуйского муниципального округа Наталья Бирюкова. – Алексей Иванович нас поддержал. И уже в марте мы работали над конкурсной заявкой. Одно из условий конкурса – найти подходящее помещение. Мы сразу решили, что будем делать его в селе Рождествено, на базе местной школы. Договорились все активности и мероприятия реализовывать в межведомственном взаимодействии. Ведь перед нами стояла главная задача – создать единое воспитательное пространство, которое в сотрудничестве с родителями и различными профилактическими организациями позволило бы совместно выбрать для каждого подростка индивидуальный подход, изучить его интересы, помочь преодолеть проблемы».
Педагоги школы с самого начала включились в подготовку проекта – вносили идеи, совместно с управлением образования разрабатывали программы, предлагали варианты мероприятий и дизайнерские решения для оформления помещений.

В итоге Валуйский округ получил грантовую поддержку в размере 1 363 200 рублей на создание в муниципалитете центра «Перспективы».
«Подготовка заявки настолько нас увлекла, что мы даже стали шутить – притянула нас «Точка притяжения», – говорит директор Рождественской средней школы Екатерина Маричева. – Мы с удовольствием решали, как расположить сферы, чем их наполнить. И для нас сейчас «Перспективы» – это родной центр. Мы рады, что у наших детей появились новые возможности реализации себя».
На выделенные средства приобрели мебель, два ноутбука, 12 графических планшетов, флипчарты, принтер, брошюратор, ламинатор. Оборудование помогло в том числе организовать в центре свою мини-типографию для печати информационных буклетов, в том числе и профилактического характера.

Место для каждого
Пространство центра небольшое, но его зоны распланированы так, что для всего нашлось место. Здесь тепло и уютно как дома: можно попить чаю, просто посидеть, отдохнуть. А ещё «Перспективы» – настоящий трансформер: за минуту способен превратиться в художественную мастерскую, стоит лишь расставить мольберты. Если вместо них поставить стулья, пуфы и кресла-подушки – получится лекционная аудитория. Словом, центр легко перестраивается под любое направление. Иногда для занятий используется актовый зал, а сфера «НаЗОЖе» легко перебазируется на школьную спортивную площадку с тренажёрами и другим спортивным оборудованием.
Хохлома под чашку чая. Для чего валуйская молодёжь после уроков и лекций спешит на «Завод»
«Мы ввели новое направление – флорбол, хоккей с мячом в помещении, – рассказывает Екатерина Александровна. – Его нет в образовательной программе по физкультуре, а у нас дети могут заниматься этим видом спорта. Мы даже секцию флорбола открыли благодаря нашему центру. Ещё одно популярное у школьников направление – скретч. Ребята пробуют свои силы в создании мультфильмов, игр и интерактивных историй с увлекательным сюжетом».
Кроме того, в «Перспективах» ведётся ещё и профориентационная работа. Здесь помогают социальные партнёры – управление соцзащиты, комиссия по делам несовершеннолетних, врачи, педагоги, психологи.

Особое направление в центре ведёт духовный попечитель школы – настоятель храма Рождества Христова
отец Виталий.
«С 2018 года под руководством батюшки при школе действует центр духовно-нравственного просвещения, – говорит директор. – Мы совместно пишем исследовательские работы о храме, об истории нашего села. И ещё при подготовке проекта мы знали, что обязательно привлечём его к работе в центре «Перспективы». Он очень интересный собеседник, начитанный человек и говорит с детьми простым языком. А ещё отец Виталий – баянист, поэтому мы его постоянно приглашаем на свои мероприятия как музыканта и как члена жюри».

В муниципальный центр «Перспективы» охотно идёт детвора от младших классов до старших, причём не только из Рождественской школы, но и из других образовательных учреждений. Ведь он и создан для них – детей и подростков, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
«Сюда могут приходить дети участников СВО, – поясняет Наталья Бирюкова. – А также дети, находящиеся под опекой, ребята из неполных семей и обычные школьники в том числе. Наша задача – создать атмосферу для их социализации. Так, ребёнок, состоящий на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, не должен быть изолирован, напротив, ему нужен коллектив. Мы не акцентируем внимание на детях, у которых за плечами какие‑то правонарушения или отмечено девиантное поведение. Нам важно их адаптировать в подростковой среде посредством арт-терапии и других интересных направлений деятельности».

Чай с печеньками
Занятия по каждому направлению проходят два раза в неделю. В сфере «Клубок» под руководством педагога-психолога и социального педагога ребята становятся участниками диалога на равных, излагают свои мысли, рассказывают о своих проблемах и отношениях с родителями, сверстниками. В качестве инструментов здесь используют групповые тренинги, индивидуальные занятия, арт-терапию и психогимнастику.
В «Компасе» школьники узнают о таких общечеловеческих ценностях, как любовь к ближнему, сострадание, справедливость, патриотизм. Никогда не пустуют и другие сферы, где можно получить художественные и технические навыки, а ребята готовы выкроить любую свободную минутку, чтобы снова очутиться здесь.
«Вообще сюда можно прийти, когда у тебя есть время и когда сам центр свободен, – рассказывает ученица 9-го класса Екатерина Ерина. – Мне больше всего нравится живопись. И после уроков хочется заниматься здесь, учиться рисовать – это расслабляет. А ещё мы приходим с подругами, общаемся, можем посидеть, отдохнуть, чаёк попить».

Восьмиклассница Ульяна Маслова нашла себе целых два занятия по душе:
«Тут много увлечений: можно порисовать, поиграть в различные игры, сделать скретч на ноутбуке. Это программа для анимирования рисунков. Я, например, оживляла рыбок. Помогает нам педагог Виктория Игоревна. Но больше я люблю рисовать вживую, потому что можно смешивать разные цвета. Могу пейзаж изобразить или портрет любого человека».
Многие ребята обретают в «Перспективах» друзей, как, например, восьмиклассник Роман Маричев:
«Обычно здесь бывают мои одноклассники, но и другие ребята заходят. Со многими я познакомился и подружился. Мне нравится играть с друзьями в аэрохоккей – шайба тут скользит как по настоящему льду».

Восьмикласснику Диме Жидкову настолько нравится в центре, что как‑то попросил у педагогов разрешения остаться в школе:
«Мне здесь очень хорошо. Нравится скретч, настольные игры. И чаёк с печеньками тоже очень нравится. Раньше я занимался самбо, а уже три года увлекаюсь конным спортом. Я живу в Рождествено, а на тренировки езжу в Валуйки. Начинал я заниматься на пони, а теперь – на достаточно большом взрослом коне. Зовут его Оскар, ему 16 лет. Я поставил на нём свой личный рекорд – на тренировке мы с Оскаром взяли барьер 85 сантиметров. Коня я потом благодарил сахаром и морковкой».

Об успешности проекта директор школы Екатерина Маричева судит по отзывам учеников:
«От детей мы часто слышим: быстрее бы уроки закончились и мы туда пошли. Если ребята хотят задержаться в школе, то это награда для нас. Значит, им тут интересно, значит, мы нашли точки, которые их сюда притягивают».
Сейчас центр «Перспективы» активно готовится к проведению молодёжного форума «Точка притяжения». Он пройдёт с 7 по 11 апреля 2025 года. В течение недели участников форума ждут занятия по личностному росту, тренинги по эффективному общению, командообразованию, а также спортивные, интеллектуальные и развивающие игры.
Арина Беседина