Шипящие злодеи? Чем уникальны образы змей из отечественных мультфильмов
«Белгородские известия» предлагают вам отправиться в увлекательное путешествие по миру анимации и открыть для себя новые грани образа змеи, представленной в любимых советских и российских мультфильмах
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Змея – символ наступающего 2025 года – весьма неоднозначный персонаж. Обращаясь к богатому наследию «Союзмультфильма», мы часто вспоминаем змей в роли коварных злодеев, готовых на любые козни. Однако, углубившись в мир мультфильмов, обнаруживаем, что за устрашающим обликом рептилии зачастую скрывается мудрость, справедливость и даже способность к состраданию.
Я вообще не хожу – я ползаю!
«Что есть, то уже было. То, что будет, – это только забытый год, вернувшийся назад», – говорит голосом Владимира Ушакова Каа – тигровый питон из советского мультсериала «Маугли» (6+) 1967–1971 годов.
Его по праву можно назвать самым узнаваемым змеем в истории нашей мультипликации. Образ Каа притягивает своей статностью – он холоден и расчётлив, он является вершиной пищевой цепочки, из‑за чего остальные звери его боятся и уважают, но всё это не помешало ему стать одним из воспитателей человеческого ребёнка.
В тени мудрого Каа скрывается ещё одна змея – Белая Кобра. Она – воплощение статичности и злобы – охраняет пещеру с сокровищами от людей настолько давно, что это утратило всякий смысл, – у неё уже нет ядовитых зубов, а Маугли не находит в её драгоценностях особой важности. В отличие от Каа, Белая Кобра предстаёт перед нами в образе классического антагониста, лишённого каких‑либо положительных черт.
Змеи-злодеи, подобные ей, – пара кобр Наг и Нагайна из мультфильма «Рикки-Тикки-Тави» (6+) 1965 года и кобра из «Кота, который гуляет сам по себе» (0+) 1968 года. По сюжету им предназначено принести в дом беду – убить человека ядовитым укусом. Однако благодаря смекалке и отваге главного героя коварным планам змей не суждено сбыться.
На фоне опасных и коварных змей, традиционно ассоциирующихся с угрозой, особенно выделяются образы Удава и его бабушки из полюбившейся многим серии мультфильмов «38 попугаев» (0+) 1976 года. Эти персонажи, полные добродушия и непосредственности, играют привычные зрителю бытовые и абсолютно очеловеченные роли. Бабушка, мудрая и заботливая, пытается привить своему внуку и его друзьям – Мартышке, Слонёнку и Попугаю – полезные навыки и знания, но её попытки часто оборачиваются забавными и непредсказуемыми ситуациями. Ей присуща склонность к нравоучениям, характерная для пожилого возраста, равно как детям – любознательность и интерес к мелочам. Благодаря этим особенностям ситуации часто настолько абсурдны, что давно разлетелись на цитаты:
— Раньше вы гуляли сами по себе… – начинает Бабушка.
— А теперь мы будем гулять по бабушке, – заключает Мартышка.
Среди многообразия змеиных персонажей советской анимации особое место занимает принцесса Скарапея из мультфильма «Волшебное кольцо» (12+) 1979 года. Эта необычная героиня, являющаяся одновременно принцессой и змеёй, привносит в сказку нотку оригинальности и волшебства. Иван-царевич, спасая Скарапею от злых чар, совершает благородный поступок, за который получает щедрую награду от доброй принцессы – волшебное кольцо, исполняющее желания.
Образы змей давно стали визитной карточкой «Союзмульфильма». Они отличаются глубиной продуманных характеров. Помимо привычных образов антагонистов, которых чаще всего играют кобры, среди них и строгий воспитатель, и заботливая бабушка, и попавшая в беду волшебница-принцесса. Благодаря такому колоритному разнообразию эти мультфильмы хочется пересматривать.
Змеи как люди
Современная отечественная анимация, следуя традициям своих предшественников, продолжает радовать зрителей образами змей, обладающими удивительной глубиной и многогранностью. Взаимодействие главных героев с этими персонажами позволяет зрителям осознать, что первое впечатление может быть обманчивым и что за внешней оболочкой может скрываться совершенно иная сущность. Таким образом, змеи становятся своеобразными учителями, помогающими нам лучше понять окружающий мир и самих себя.
Российская анимация богата удивительными метаморфозами, где границы между человеком и животным стираются. Помимо змей, наделённых человеческими качествами, мы часто встречаем и людей, в которых проявляются змеиные черты. Эти трансформации создают яркие и запоминающиеся образы, позволяющие авторам мультфильмов раскрывать сложные темы и создавать неожиданные сюжетные повороты.
Одна из таких героинь – Колдунья из мультфильма «Карлик Нос» (0+), выпущенного студией «Мельница» в 2003 году. Её хитрая и коварная натура скрывается за обликом безобидной старушки, что позволяет незаметно завести главных героев в ловушку. В истинном облике Колдуньи напрямую считывается образ величественной кобры – гипнотизирующий взгляд, острые зубы, капюшон плаща характерной формы. Этот образ настолько сильный и запоминающийся, что он долгое время не даёт покоя воображению зрителей.
Другую интересную особу можно встретить в мультсериале студии «Паровоз» – «Сказочный патруль» (6+), выпуски которого стали выходить на детских каналах с 2016 года. Название говорит само за себя: сюжет строится на том, что четыре главные героини – Алёнка, Снежка, Варя и Маша – знакомятся с персонажами разных сказок и мифов. Так они встретились с Медузой Змеевной Горгоной. На первый взгляд она кажется опасной – девочки из состава Сказочного патруля боятся попасть под её смертоносный взгляд, обращающий в камень. Однако, пообщавшись с Медузой Змеевной, к удивлению для себя понимают, что внешний вид часто бывает обманчив. Она – не злодейка, а талантливый скульптор, чьи змеиные волосы и хвост являются скорее уникальной особенностью, чем проклятием.
Змей можно найти и в другом проекте студии «Паровоз» этого же года – «Лео и Тиг» (0+). Они не имеют человеческой формы, зато умеют дружить и приходить приятелям на помощь в трудную минуту. Кобра Наги из серии «Заклинатель змей» любит танцевать под дудочку Мангуста Мунго. Остальные ребята уверены в том, что Мунго – великий укротитель змей, но потом понимают, что мангуст и кобра – лучшие друзья, а игра на дудочке и танцы – их любимый способ весело провести время.
В другой серии «Осень в тайге» мудрый Полоз, который по легенде нашёл лекарство от старости в корне женьшеня, заставляет друзей – Лео, Тига и Милу – застыть от ужаса, позабыв, что они угодили в болото. Ребята никак не ожидали, что он поможет им не только выбраться, но и найти целебный женьшень, ради которого они подвергли себя такой опасности. А всё потому, что Полоз и их заболевший учитель – старые друзья.
Образ змеи в современной анимации приобретает всё большую глубину и многогранность. Медленно, подобно тому, как скользит пресмыкающееся, меняется и наше восприятие этих существ на экране. Раньше змеи чаще всего ассоциировались с опасностью и коварством, однако современные мультфильмы разрушают эти стереотипы. Зачастую змеи предстают перед нами в роли добрых и мудрых наставников или же служат метафорой для внутренних переживаний героев. Так образ змеи становится символом трансформации и развития, помогая авторам мультфильмов передать сложные идеи и эмоции.
Для просмотра в год Змеи такие мультики нужны
Новый год – это время, когда оживают самые сокровенные мечты и желания. Волшебство наполняет воздух, города преображаются, сверкая огнями гирлянд. В этот период традиционно проходят масштабные концерты и конкурсы талантов, которые собирают вместе людей разных возрастов. Новогодние мотивы проникают во все сферы жизни, в том числе и в мир анимации.
В прошлом году Змеи – 2013 м – приятным сюрпризом для юных зрителей стал новогодний выпуск «Смешариков» (0+) анимационной студии «Петербург». Серия «Шуша», названная в честь новой героини – символа года, – вышла на экраны под самый праздник. Провинциальная Шуша оказалась нежданной гостьей на конкурсе талантов в Ромашковой долине. Она приехала не за победой, а за исполнением мечты – выступить на большой сцене с песней собственного сочинения.
На зимних праздниках разворачивается и сюжет популярного проекта студии «Мельница» – мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк 4» (6+), посвящённый Евровидению 2019 года. Главный конкурент участников из тридевятого царства – Павлин Паоло. Он любимчик публики, обладающий голосом невероятной красоты, однако Иван и Волк сразу замечают в нём одну странность – он ни с кем не говорит вне сцены и привёз с собой странный шипящий ящик. Находчивость помогает главным героям понять, что Паоло всего лишь пешка во власти куда более сильного противника – кобры-гипнотизёра Анак-Кракатау. У змеи-иллюзионистки свои планы на всесказочный конкурс песни – Королева змей поручила ей взять контроль над разумом всех сказочных жителей. Этот мультфильм не только развлекает, но и учит нас ценить настоящую дружбу, быть внимательными к окружающим и не поддаваться на обман.
Новый год – это время семейных традиций, согревающих душу. Вечерние посиделки у экрана телевизора, наполненные ароматом мандаринов и звуками любимых новогодних мелодий, – неотъемлемая часть этого волшебного праздника. Пересматривая старые добрые мультфильмы, мы погружаемся в атмосферу детства, вспоминаем любимых героев и с нетерпением ждём встречи с новыми персонажами. Змеи, хоть и редкие гости на экране, всегда появляются эффектно, оставляя неизгладимое впечатление.
София Сапрыкина