Поймать термические потоки. Новооскольцы покоряют новые высоты и становятся чемпионами
Ракетомоделизм – один из самых популярных видов спорта в СССР
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Официально он стал развиваться с 1961 года после запуска первых искусственных спутников Земли и полёта Юрия Гагарина в космос. В советские годы он достиг небывалого расцвета. В каждом районе и городе были созданы клубы, станции и дома юных техников, где начинали свой путь будущие спортсмены. В 90-е популярность этого вида спорта пошла на спад, многие формирования закрылись, но благодаря отдельным энтузиастам ракетомоделизм продолжает жить и снова обретает популярность.
Спасти ракету
Виталий Майборода руководит новооскольской станцией юных техников более 30 лет и всё это время обучает ребят ракетомодельному спорту.
«Наши работники – выходцы из таких же объединений, у нас же нет специального образования авиамоделиста или судомоделиста. Все, кто занимался с детства, загорелись этим и решили продолжить. Я пришёл в авиамодельный кружок в третьем или четвёртом классе, так и остался», – рассказывает он.
Сейчас здесь и в кружках при школах занимаются около 300 человек в более чем 30 объединениях. В здании станции ребята изучают спортивно-технические направления: авиамодельное, судомодельное и автомодельное. Также есть лего-конструирование, работа на 3D-принтере, робототехника и другие.
«У меня две группы: старшая и младшая. В прошлом году ребята, занимающиеся по 7–8 лет, поступили в университет и уехали. Остались младшие воспитанники, которых нужно ещё многому научить, – делится Виталий Александрович. – В октябре мы вернулись с Кубка России и Всероссийских соревнований по авиамодельному спорту, где участвовали вместе с воспитанниками Белгородского центра детского технического творчества».
Воспитанники привезли две золотые, одну серебряную и пять бронзовых медалей. Ребята соревновались в восьми категориях, представляли модели ракет с разными системами спасения, например, S1 – на высоту полёта. Задача спортсмена – добиться того, чтобы модель взлетела как можно выше. S – от слова «space», а цифра означает класс.
Всего модели подразделяются на 12 категорий. Например, S3 – модель ракеты, запускаемая на продолжительность полёта с парашютом, а S6 – с лентой, S4 – планер с ускорителем, а S2 – с грузом.
«На соревнованиях дают две модели на три тура. Перед запуском дети обязательно их регистрируют. На каждый тур отведён один час. Ребята должны запустить ракету и при этом вернуться с ней и подготовить для второго тура. Если она улетает, то следующую обязательно нужно спасти. А если обе модели пропали, то в третьем туре ты не участвуешь и получаешь за него ноль очков. Баллы теряются, и призовые места занять уже не получится, – объяснил руководитель станции».
Посадить в ту же точку
В состязаниях участвовали более 60 ракетомоделистов из девяти субъектов РФ.
«В Кубке России для взрослых могли поучаствовать дети, которым исполнилось 14 лет. Помимо моделей на продолжительность полёта, есть модели на высоту полёта. В них вставляют определённый прибор – альтиметр, измеряющий, насколько высоко они взлетели. Другие модели соревнуются в реализме полёта, есть макеты на радиоуправлении. Некоторые взлетают вверх, как ракеты, и планируют. Задача ребят налетать на них шесть минут, – рассказывает Майборода. – А там мотор работает всего пять секунд, дальше всё зависит от мастерства спортсмена, который должен поймать термические потоки воздуха и налетать своё время. А ещё он должен посадить планер в ту же точку, с которой он взлетал. За отклонение от времени, за сантиметр перелёта или недолёта снимают очки. Для соревнования и победы в этом классе нужны постоянные тренировки».
Сейчас небо над Белгородской областью закрыто, поэтому ребята могут тренироваться только на самих соревнованиях. Стараются приехать за пару дней до начала и немного полетать. Такая же ситуация и у пилотов квадрокоптеров – юные спортсмены отрабатывают навыки только на симуляторе компьютера.
«У нас запись идёт с пяти лет. Малыши могут прийти на начальное моделирование и попробовать, чтобы понять, нравится им это или нет. Конечно, никто сразу ракеты им делать не даёт, они учатся сначала самолётики или кораблики из бумаги и пенопласта клеить, потом уже выбирают себе понравившееся направление. Есть ребята, которые сразу приходят на авиамодельный спорт, это уже дети постарше, примерно пятиклассники. Мы берём всех, главное – желание. Пришли 10 человек, из них могут остаться два-три, – делится руководитель. – Тут есть определённая специфика, нужны терпение и усидчивость, не все могут долго сидеть и клеить модельки. Но были случаи, когда увлечение перерастало в профессию. Ходил ко мне парень – Саша Ворнавской, места хорошие занимал, получил удостоверение и значок «Мастер спорта России» по авиамодельному спорту. Сейчас в МАИ учится, приезжал на Кубок России уже в составе московской команды».
Модели ракет ребята изготавливают из стеклопластика. На металлическую болванку навивается стекло-ткань, промазанная эпоксидной смолой. Так формируется корпус.
«Ракета весит 50 граммов – чем легче, тем лучше. Дольше пролетит. Стабилизаторы и головной обтекатель у моделей одинаковые, а вот начинка разная. Например, у S3 система спасения парашют, а у S6 – стримерная лента, складывающаяся гармошкой, у S9 – ротор, несущий винт. Ещё привязываем резинку, чтобы ни одна деталь не отделилась в полёте. Каждый спортсмен делает ракету под себя, но общие требования у всех одинаковые: модель должна быть лёгкой, обтекаемой и в то же время жёсткой, – рассказывает авиамоделист. – Это технологичный вид спорта, в котором мы следим за всеми новинками и стараемся применять их».
Главное – желание
Никакой электроники в ракетах нет. Все части модели собирают вместе перед пуском. После отработки двигателя срабатывает вышибной заряд, ракета в воздухе раскрывается и опускается на системе спасения.
«Наш вид технического спорта ещё не самый сложный, для некоторых требуются специальные лаборатории, оборудование и станки. Есть самолёты, полностью напичканные электроникой. Но их тоже собирают своими руками. Покупали для ребят китайские сборные модели ракет, чтобы попробовать их в деле, – объясняет руководитель станции. – Самое дешёвое в авиамоделизме – категория F1. В неё входят свободнолетающие самолёты из пенопласта, они очень лёгкие. Состязания проходят в спортзалах, и спортсмены соревнуются на продолжительность полёта. У чемпионов России самолёты могут летать по минуте. И вроде все модели сделаны из одного материала, то есть база у всех одинаковая, но их нужно правильно сделать, отрегулировать и забросить. В каждом виде свои нюансы».
Про свои достижения Виталий Александрович рассказывает не так охотно, как об успехах воспитанников. А зря, ведь он становился неоднократным победителем и призёром чемпионатов мира и Европы по ракетомодельному спорту и имеет почётное звание «Мастер спорта международного класса». Был тренером юношеской сборной команды России по авиамодельному спорту в классе S-модели ракет, а сейчас работает со взрослой командой.
«В первую очередь всё зависит от желания спортсмена, если оно есть, то навыки и умения можно приобрести, а со временем ещё и необходимый опыт накопится. Задача тренера – выпустить спортсмена на старт, определить термические потоки и подсказать, как действовать. На соревнованиях тренер внимательно следит за другими участниками и их моделями, чтобы понять, как они взлетают. И берёт себе на вооружение», – добавляет Виталий Александрович.
Маргарита Грачёва