Потом спишемся. Что заставляет современных подростков избегать телефонных звонков
В причинах молодёжной телефонофобии помогает разобраться психолог Светлана Бутенко
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«Сынок, ты опять пропустил мой звонок!» «Да? Ой, а у меня телефон на беззвучном режиме…» Такие диалоги случаются в нашей семье примерно через день. И ситуация не меняется. Дозвониться до детей невозможно. Зато стоит написать сыну или дочке в мессенджер – ответ придёт уже через пару секунд: и картинки шлются, и голосовые сообщения сыплются. Однажды наблюдала такую картину: звонит телефон, а сын преспокойно продолжает заниматься своими делами. Потом спросила: кто звонил и почему он трубку не взял? Оказалось, друг. «Я ему потом голосовое скину, спрошу, чего хотел».
Социальная тревожность?
Светлана Бутенко предлагает для начала разобраться с терминологией. По словам специалиста, фобия – это тревожное расстройство личности, которое проявляется повышенным сердцебиением, приступами удушья, ростом артериального давления, чрезмерным потоотделением, тремором, тошнотой, ощущением сдавливания в грудной клетке и тому подобным. В случае с телефонофобией такая реакция может наблюдаться от звонка телефона или попытки кому‑то позвонить.
«Если тревожность не проявляется настолько интенсивно – её принято считать социальной тревожностью, а не фобическим проявлением. В этом случае чаще всего она связана с желанием произвести хорошее впечатление, страхом что‑то не так сказать, необходимостью быстрого поиска правильного или одобряемого ответа на внезапный вопрос, а также с избеганием общения с определёнными людьми. При таком раскладе отказ от звонков – это способ снизить уровень собственной тревожности», – поясняет психолог.
Неудобно говорить
Однако отказ от звонков, по словам психолога, может быть никак не связан с личными переживаниями человека или тревогой. В век стремительной цифровизации и больших скоростей возник особый цифровой этикет, согласно которому внезапный звонок считается нарушением личных границ. К тому же отправка сообщения – это экономия времени. Напечатать его займёт несколько секунд, а вот звонок вряд ли удастся провести так быстро.
Сейчас во всех организациях есть рабочие чаты, где можно видеть актуальную информацию – это заменяет часть совещаний и освобождает время для выполнения обязанностей сотрудниками.
«На сообщения отвечают по мере возможности, при этом есть время обдумать ответ. Иногда бывает так, что удобное время для разговора по телефону у сторон не совпадает. Кроме того, что написано пером, того не вырубишь топором. После переписки вам уже не предъявят претензии, что вы чего‑то не говорили или что кто‑то вас не услышал», – поясняет Светлана Бутенко.
Дети цифры
К тому же современные мессенджеры, по мнению специалиста, функциональнее телефонного звонка. С их помощью можно отправить текстовое и голосовое сообщение, файл, фотографию, видео, геолокацию. Всё это создаёт удобство для пользователей.
«Наш век – век многозадачности. Часто мы совмещаем несколько видов деятельности, например, приём пищи, просмотр телевизора и общение, работу и контроль ребёнка, оставшегося дома по болезни, а коллегам по офису вовсе не обязательно слышать, поел ли ваш ребёнок и что у него болит», – подчёркивает психолог.
Кроме того, параллельно процессу цифровизации идёт и развитие мошенничества, связанного с телефонными звонками. Многие не отвечают на незнакомые номера из соображений безопасности.
«Когда речь о том, что именно молодёжь отказывается от звонков, скорее всего, это связано с тем, что нынешние подростки родились и выросли в цифровой среде, им просто легче в этом пространстве ориентироваться, чем людям более старшего возраста», – подытоживает Светлана Александровна.
Подготовила Тамара Акиньшина