В приоритете – развитие. Как прошла ежегодная пресс-конференция белгородского губернатора
20 ноября глава региона ответил на вопросы журналистов в прямом эфире
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
За два с половиной часа журналисты задали 27 вопросов на темы спецоперации, экономики, инвестиционных проектов и дальнейшего развития области.
«Готовимся к тяжёлой зиме»
Одним из первых поступил вопрос о возможности повторения событий, случившихся 30 декабря 2023 года, и может ли в Белгородской области произойти «курский сценарий».
«Первый серьёзный обстрел, приведший к разрушениям и погибшим, произошёл 3 июля 2022 года. В этой парадигме мы живём уже третий год, и, с моей точки зрения, риски как были, так и сохраняются. С учётом той информации, которую стали распространять международные СМИ, – отметил губернатор. – Я не имею права анализировать события, происходящие в другом регионе. Президент РФ назначил меня на пост губернатора Белгородской области четыре года назад, и я исполняю обязанности главы своего региона. Для обеспечения безопасности мы постоянно занимаемся мониторингом и анализом возможных рисков. Затем выстраиваем механизмы по их минимизации, определяем контрольные точки и контролируем качество».
Как пример Вячеслав Гладков привёл ситуацию, когда на подстанцию в Белгороде в 2022 году прилетело 10 беспилотников, но ни один не взорвался:
«Когда проанализировали угрозу для региона, то 750 тысяч жителей могли одномоментно потерять электричество на шесть месяцев. Дальше стали смотреть на сельхозпредприятия и увидели, что практически ни на одном из них не было резервной генерации. Мы поняли, что эта область крайне высокого риска. Поэтому сначала поставили 100-процентную резервную генерацию на объекты здравоохранения, потом – на водоснабжение и водоотведение. Эффект был, и мы его проверили 1 июля 2024 года – больницы работали, вода была, проблем с канализацией не было, вечером всё восстановили».
Губернатор также сообщил о приобретении спецтехники, РЭБов, детекторов и квадроциклов. По его словам, предугадать на все сто процентов, что ждёт регион, невозможно, однако для реагирования на различные сценарии накопился большой опыт.
«Мы сейчас готовимся к тяжёлой зиме, если вдруг не будет газа и света, не будет возможности у пожарных и спасательных машин выехать к жителям. Для этого мы заготовили дрова, наделали буржуек, купили генераторы», – подчеркнул он.
Во время пресс-конференции Вячеслав Гладков отметил, что власти формируют резерв для Минобороны из подготовленных специалистов – это «БАРС» и «Орлан», которые в случае угрозы будут заниматься защитой Белгородской области.
«С учётом военных действий на границе мы должны быть сильнее, более мобилизованными. У нас в «БАРС» идут не из Шебекино и Белгорода, а из удалённых от границы районов и округов: Красногвардейского, Корочанского, Нового Оскола и так далее. Потому что война расширяет границы, а навыков в неприграничных муниципалитетах нет. Они тоже должны быть готовы к сложным ситуациям», – подчеркнул губернатор.
Вячеслав Гладков рассказал, что созданный в октябре 2024 года в ГУП «Охрана специального назначения» отряд получил название «Орлан». Это связано с образом орла, изображённого на гербе Белгородской области. В новую структуру вошли только подготовленные белгородцы, так как «Орлан» получил право применять стрелковое оружие в населённых пунктах. Губернатор подчеркнул, что здесь не должно быть никаких ошибок.
«Главное – запустить процесс»
В ходе пресс-конференции Вячеслав Гладков заявил, что в Белгородской области завершён очередной этап реализации поручения президента РФ Владимира Путина по созданию свободной экономической зоны. Так, уже пять предприятий из Шебекинского округа подали свои заявки в Минэкономразвития РФ о включении их в СЭЗ. При этом губернатор не согласился с мнением журналиста РИА «Новости», что это небольшие цифры.
«В первую очередь бизнес обращался за помощью в восстановлении. Например, в Шебекинском округе разрушено почти пять тысяч домов и квартир. Представить очередь из предприятий, которые пойдут туда сейчас, невозможно. Белгородская область на сегодняшний день единственный регион, чьи организации уже подали заявки в Минэкономразвития РФ на вступление в СЭЗ. Это необходимая мера для помощи белгородским предприятиям справиться с последствиями сложной оперативной обстановки», – подчеркнул глава региона.
По словам губернатора, основной задачей СЭЗ является сохранение действующих производств. Власти не ожидали быстрого эффекта. Вячеслав Гладков отметил, что даже подготовка заявки для вступления представляет собой очень трудоёмкий процесс и требования к участникам весьма строгие.
«Я надеюсь, что до конца 2024 года мы привезём в Минэкономразвития ещё несколько пакетов с заявками. Сколько их будет – не так важно. Главное – запустить процесс», – добавил губернатор.
Несмотря на сложную оперативную обстановку, регион продолжает активно развиваться. Так, в 2024-м область планирует получить 240 млрд рублей инвестиций в экономику, хотя в начале года рассчитывали только на 212 млрд. Вячеслав Гладков отметил, что по итогам года валовый региональный продукт впервые превысит 1,5 трлн рублей, добавив, что на начало 2021 года этот показатель составлял 975 млрд.
В 2025 году власти планируют привлечь 265 млрд рублей инвестиций. Компания «Металлоинвест» собирается вложить около 45 млрд рублей в течение ближайших трёх лет, НЛМК – 37 млдр. «Северсталь» также планирует выделить около 37 млрд, «КМАруда» – направить свыше 20 млрд рублей, а ОМК, который реализует проект по производству бесшовных труб из нержавеющей стали, собирается инвестировать более 35 млрд рублей.
«Хотелось бы, конечно, чтобы наш малый и средний бизнес тоже окреп. Мы понимаем, что это одна из основ экономики. 1,5–2 миллиарда в год мы направляем в МСП. Так что достаточно уверенно мы стоим на ногах, есть планы развития», – подчеркнул глава региона.
Федеральная помощь
Во время пресс-конференции Вячеслав Гладков рассказал о мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса.
«Из севооборота в результате сложившейся оперативной обстановки выведено порядка 90 тысяч гектаров. Напомню, что у нас всего полтора миллиона гектаров. То есть, с одной стороны, выведено не очень много, с другой – это, конечно, существенно. Сельскохозяйственным предприятиям, безусловно, нужна поддержка в сложившихся условиях. Мы, конечно, обращаемся за помощью в федеральный центр. И мы эту поддержку получаем», – подчеркнул Вячеслав Гладков.
В 2024 году Правительство РФ выделило 1,8 миллиарда рублей на компенсацию ущерба сельхозпредприятиям. Дополнительно федеральные власти направили 204 миллиона рублей для компенсации убытков, связанных с весенними заморозками, 59 сельскохозяйственным товаропроизводителям региона.
В этом году также была выделена сумма в 200 миллионов рублей для поддержки 247 сельхозпроизводителей – субъектов МСП с общим числом сотрудников 3460 человек. Эти средства предназначены для выплат трёх минимальных размеров оплаты труда на работника.
Кроме того, предусмотрены и региональные меры поддержки агропромышленных предприятий. В текущем году из областного бюджета выделено 150 миллионов рублей на предоставление грантов для восстановления деятельности сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от обстрелов ВСУ, на более безопасных территориях. Тем предприятиям, чей доход снизился более чем на 30 %, продлены сроки уплаты налогов и взносов.
Также глава региона отметил, что с начала СВО Белгородская область получила 40 млрд федеральной помощи:
«В этом году на федеральные средства около 60 тысяч детей смогли отдохнуть за пределами региона. Производится восстановление и строительство дорог. Наша область принимает активное участие в различных федеральных программах: модернизация первичного звена здравоохранения, комплексное развитие сельских территорий, поддержка малого и среднего бизнеса», – рассказал Вячеслав Гладков.
«Никто не допустит, чтобы там осталась серая зона»
Поступило несколько вопросов о восстановлении разрушенных домов, а также будут ли белгородцам предоставлять жилищные сертификаты. Губернатор подчеркнул, что важно уделять внимание формулировкам, так как они могут вызывать недовольство среди жителей и приводить к несбывшимся ожиданиям.
По его словам, в Белгородской области, как и в других регионах, семьи получают деньги на специальный счёт в банке, а не сертификаты. Граждане имеют возможность выбрать, что делать с этими средствами: приобрести квартиру, построить жильё самостоятельно или заключить договор на строительство. Глава региона добавил, что региональное правительство готово поддерживать пострадавшие семьи на каждом этапе этого процесса.
«Но нужно чётко понимать, что когда закончится СВО, государственной поддержки в восстановлении жилья (тем, кто получил новое) не будет. Это мы точно понимаем. Потому что уже предоставлено новое жильё. У меня тоже есть желание, чтобы люди потом вернулись на свои территории. Поэтому мы предполагаем после окончания СВО дать пять лет, в течение которых собственник, если он возвращается, своими силами восстанавливает дом, и мы передаём в собственность ему участок», – рассказал губернатор.
Вячеслав Гладков заявил, что параллельно будет приниматься решение по восстановлению инфраструктуры. Правительству нужно будет оценить, какое количество людей готовы будут вернуться и смогут ли они уже за свои деньги восстановить дома в приграничье.
«Я уверен, что никто не допустит, чтобы там осталась серая зона. Этого не будет. Чем отличаются жители Белгородской области? Я в этом за четыре года убедился и говорю всегда: великой любовью к своей земле», – добавил губернатор.
В конце пресс-конференции Вячеслав Гладков отметил, что Белгородская область не останавливает свои амбициозные планы развития ни на секунду.
«Мы живём, да, сложно. Не все справляются, не все выдерживают. Но те, кто остаётся, становятся сильнее. Есть уверенность как в людях, так и в экономике. Например, в Шебекино практически никто не закрылся, есть сокращения в объёмах, но предприятия работают. Когда закончится всё, я считаю, у нас ничего не изменится. Всё полетит вперёд, потому что сдерживающего фактора, связанного с СВО, не будет. А опыт, уверенность и сила будут гораздо мощнее, чем в других регионах», – подчеркнул Вячеслав Гладков.
Записала Маргарита Грачёва