Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 ноября 2024,  11:00

Жизнь реальная, а не виртуальная. Как не подсесть на «быстрый» дофамин

О том, как формируется негативная дофаминовая зависимость и в чём её опасность для детей и подростков, рассказала психолог детской областной больницы Екатерина Викторова

Жизнь реальная, а не виртуальная. Как не подсесть на «быстрый» дофаминФото: Екатерина Касаткина
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

В последнее время всё чаще мы слышим о дофаминовой зависимости. Любые моменты, доставляющие нам радость, к примеру вкусная еда, приятное времяпрепровождение, вызывают выброс в кровь дофамина – биологически активного вещества. Но есть как положительные аспекты этой зависимости, так и отрицательные.

— Екатерина Александровна, что такое зависимость и бывает ли она социально положительной?

— Зависимость – это то, от чего человек получает нужное ему удовольствие, выгоду, что в дальнейшем побуждает его к определённым действиям. Зависимы мы все – и дети, и взрослые. Но есть социально положительные или социально желательные зависимости – такие, как, например, хобби, есть зависимости социально нейтральные – например, чтение серии книг или просмотр интересных сериалов. А есть негативные зависимости, которые снижают качество жизни: химические – курение, употребление алкоголя и наркотиков и нехимические, к которым относятся, например, пищевая, сёрфинг социальных сетей и игровая. Нежелательные, то есть пагубные зависимости – аддикции – снижают качество жизни и здоровья человека и даже могут привести его к смерти.

— Какую зависимость можно назвать дофаминовой? Какова роль этого гормона в нашей жизни?

— Большинство зависимостей, в том числе и позитивных, можно назвать дофаминовыми. Дофамин – гормон-нейромедиатор, он вырабатывается в результате деятельности нашего мозга и оказывает влияние на поведение и психику человека. Это гормон предвосхищения и побуждения к действию – его мы хорошо знаем по приподнятому настроению перед Новым годом или днём рождения, в преддверии долгожданного путешествия или отпуска или когда дарим кому‑то подарок. Но есть дофамин со знаком минус – назовём его «быстрым», а есть полезный «медленный» дофамин, который нужно долго вырабатывать – через общение, эмоциональную привязанность, влюблённость, трудовую деятельность, тренировки, которые приводят к успехам в спорте, достижение поставленных жизненных целей. Но для получения «медленного» дофамина потребуется время и труд, придётся перешагивать через себя, идти на уступки. А «быстрый» образуется от обжорства, компьютерной игры. Он нарастает, настроение улучшается, но конкретного результата нет. Это как регулярное впрыскивание в двигатель высокооктанового бензина, гормональный стимул для того, чтобы подсветить жизнь и эмоционально её раскрасить. Но со временем из‑за отсутствия результата организм требует постоянной подпитки, увеличения дозы и периодичности таких гормональных впрыскиваний. У человека из‑за этого формируется сознание собственной псевдоценности, псевдоуникальности, этот эффект напоминает мыльный пузырь – внешне ярко, а внутри пусто. И чем больше человек западает в эту историю, тем больше выброс и амплитуда гормона. Нарушается система поощрений, в результате чего стирается грань между плохим и хорошим. Человек перестаёт понимать, что ценно, а что нет, что полезно, а что вредно.

— Почему у детей зависимости формируются быстрее? Например, та же игровая?

— Игра – одна из первых деятельностей, в которую включается ребёнок. Любую игру мозг рассматривает как научение. Для него игра – формирование новых навыков, которые обеспечат жизнедеятельность. Игра – самый лёгкий способ освоения какой‑то деятельности. Отсюда такая популярность компьютерных игр, которые вошли в жизнь ребёнка. Любая игра яркая, основана на эмоциях. Ловушка кроется в том, что, заходя в неё, мы не знаем, каким будет финал и когда он наступит. Ребёнок быстро подсаживается на систему поощрений в игре и не понимает конечного её результата, к которому должен прийти. Это та самая морковка впереди ослика. Прошёл один уровень – а там ещё один, ещё поощрения, ещё бонусы, ещё награды полетели. Ребёнку сложнее противостоять этой системе поощрений в игре. Кортексный отдел головного мозга человека, который контролирует его поведение, созревает к 18–20 годам. У детей он ещё незрелый, поэтому они более импульсивны, падки на разные соблазнительные предложения в играх. Потому‑то у них быстрее развивается игровая зависимость.

— Получается, компьютерные игры служат для детей источником того самого неполезного «быстрого» дофамина, о котором вы говорили?

— Именно. Ведь в реальной жизни очень трудно получить те поощрения и бонусы, которые дают компьютерные игры. И ребёнок выбирает лёгкий путь. Онлайн и общаться легче, и принимают его там таким, какой он есть, в отличие от оффлайна. Игра даёт ощущение псевдоуспешности и псевдолёгкости. Постоянно этот «бензинчик» дофамина впрыскивается, который дарит эйфорию, что всё получается. А не так, как в школе, когда оценку учителя и уважение одноклассников надо ещё заслужить. В виртуальном мире ребёнку комфортнее. И постепенно он может утрачивать понимание между реальным и виртуальным. Там ярко и быстро, а здесь надо трудиться на результат.

— Что должно насторожить родителей в ситуации с увлечением ребёнком гаджетами и компьютерными играми? Что указывает на то, что игровая зависимость у него уже сформировалась?

— Зависимость можно считать сформированной, когда ребёнок начинает заменять свою реальную жизнь на виртуальную. У него идёт разрыв с родителями, со сверстниками, друзьями, одноклассниками, он отказывается от реального живого общения. На это указывают также резкие перепады настроения: ребёнок либо на ярком эмоциональном подъёме, либо в эмоциональной яме – у него уныние, тоска и даже агрессия. Он начинает игнорировать свои психофизиологические потребности – то есть не обращает внимания на свою внешность, у него нарушаются гигиенические навыки, он не понимает, зачем ему надо ухаживать за собой, следить за чистотой и порядком в комнате. Зависимые от компьютерных игр дети становятся конфликтными – особенно когда их пытаются вернуть в реальную жизнь. Их протест может дойти до бунта и оскорблений.

Прежде всего родителей должно насторожить, когда ребёнок в компьютере живёт большую часть своей жизни. Это дополнительная социальная площадка для общения, но она не должна быть для него главной, преобладающей.

— Чем грозит ребёнку такая отрицательная дофаминовая зависимость?

— Она чревата снижением его здоровья, нарушением социальных контактов. Такой ребёнок не приспособлен к жизни. Снижаются его интересы – в том числе познавательные, отсюда снижение успеваемости. А в дальнейшем это может повлиять на его самоопределение в жизни, выбор будущей профессии. В лице такого ребёнка общество теряет полноценного члена, который в самом начале жизни подсел на «быстрый» дофамин и не сумел оценить свои ресурсы.

— Как же предупредить развитие подобной ситуации, как не дать ребёнку потерять себя в виртуальном мире?

— Сразу скажу: запрет здесь не сработает. Ведь всем известно, что запретный плод сладок. Да и как можно отменить эволюцию, прогресс? Прежде всего здесь надо уметь говорить и договариваться с ребёнком. И это работа не только с ним, но и родителей над собой. Имею в виду психогигиену семьи. Мы научили детей правильно выбирать еду, правильно переходить улицу, соблюдать морально-этические нормы, мы же должны их научить правильно вести себя в Интернете – использовать его сильные стороны как познавательного ресурса и быстрейшей формы коммуникации, а не в качестве замены реальной жизни. Семья должна оставаться живой, а не виртуальный. Виртуальная жизнь не должна мешать семейным прогулкам и ужинам, неплохо было бы ввести цифровой детокс для всех членов семьи в субботу и воскресенье. Если мы, взрослые, не разрешаем долго играть ребёнку, мы не должны и сами это делать. Конечно, нельзя полностью исключить игры на компьютере, телефоне и планшете, но можно договориться об ограничениях по времени. Например, играть не более часа. И это правило должны соблюдать все члены семьи, в том числе папа «танкист» и мама «строительница фермы». Если ребёнок очень эмоционально реагирует на подобный запрет, нужно выставлять жёсткие родительские границы. 

Беседовала Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×