Путь к человечности. Почему шекспировские пьесы всегда актуальны
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В Белгородском государственном академическом драматическом театре имени Щепкина постановку по пьесе Уильяма Шекспира «Король Лир» (16+) задумали ещё в прошлом году. В цехах театра начали готовить костюмы и декорации, актёры приступили к репетициям. Но обстрелы Белгорода, начиная с трагической даты 30 декабря, поставили процесс на паузу. И всё же долгожданная премьера состоялась.
Назад в средневековье
«Король Лир» – одна из самых глубоких шекспировских пьес. Трагедия судеб, поколений, кризис власти, борьба добра и зла – вот только несколько основных разворачивающихся в ней линий. Центральная фигура здесь – король Британии Лир, мощная, сильная роль, воплощение которой требует немало духовных и физических сил. Её безоговорочно доверили народному артисту РФ Виталию Старикову. Собственно, и сам спектакль задумывался к юбилею Виталия Алексеевича. Но первая заминка возникла с приглашённым режиссёром, который из‑за массовых обстрелов Белгорода попросил перенести постановку на более безопасное время. Продолжить работу над спектаклем поручили главному режиссёру театра, заслуженному артисту РФ Виталию Бгавину.
«Выбор пал именно на эту пьесу, потому что хотели её сделать к бенефису Виталия Старикова. Там по возрасту герою 80 лет, а Виталию Алексеевичу – 70, – рассказывает режиссёр. – Артист пришёл к тому, чтобы играть такие роли на высоком уровне мастерства. Но для воплощения этого персонажа нужны ещё и физические силы – вести весь спектакль, такие разные по эмоциям сцены не каждому дано. Виталий Стариков соответствует своему персонажу и по возрасту, и по мастерству, и по силе. То, что он эту роль поднял и существует в ней с полным погружением в материал, я считаю маленьким подвигом».
Репетиции возобновились в феврале 2024 года, но шли с перерывами на ракетную опасность. В середине марта из‑за оперативной обстановки отменили все спектакли. Наконец, наметилась новая дата премьеры – 14 сентября. Однако накануне открытия сезона из труппы увольняется артист, репетировавший одну из главных ролей. За четыре дня до премьеры срочно вводится новый исполнитель. И всё же страсти, что под стать шекспировским, не помешали вынести спектакль на суд зрителя.
«»Король Лир» – самая великая пьеса Шекспира по замыслу, но труднее всего она в сценическом плане, потому что очень много фрагментарных сцен, – поясняет Виталий Валерьевич. – Ставить её очень тяжело, однако заложенная автором глубина мысли перевешивает недостатки сценического воплощения. Да, мы живём в эпоху засилья телевидения, сериалов, различных ток-шоу, где всё разжёвано и нам думать не надо. Но в нашей жизни можно мыслить глубже и чувствовать ярче. И наша задача как театра заставить вспомнить, что есть не только пульт от телевизора, что есть в нашем городе места, куда можно прийти и тебя вернут к более осознанному восприятию мира. Чтобы достичь этого, в спектакле нужно погружаться в каждую сцену, а все они очень многословные. Это отчасти издержки средневекового театрального искусства».
В средневековый театр люди приходили на целый день, а спектакли шли по 6–8 часов. Зрители могли выходить, снова заходить – множество повторов в тексте позволяло не потерять общей нити повествования. Поэтому прежде поход в театр, считает Виталий Бгавин, был настоящим событием, происходившим, как правило, по каким‑то религиозным праздникам или в дни карнавалов. Сейчас другая жизнь, другие темпы, но в Белгородской драме считают, что зритель должен настроиться не на «одну серию за 40 минут», а на вдумчивое и глубокое погружение в прожитый режиссёром и актёрами материал.
Ищи грех в себе
Спектакль идёт в двух актах почти три часа, но смотрится динамично благодаря музыкальным акцентам, тщательно выстроенному сценодвижению, минималистичным декорациям и лаконичным костюмам.
«Что бы мы ни играли, мы играем не эпоху, а сегодняшний день – самих себя, – говорит Виталий Стариков. – Шекспир не знает, что в мире происходило последние 400 лет, а мы знаем и играем его пьесу, но с добавлением нашего понимания «сегодня». А в данной пьесе, я считаю, речь идёт об оскудении любви, о гордыне, которая всё портит и ведёт к смерти. Любовь изгоняется из человека, из общества, из всего мира. Но тогда неизбежно разрушение. Это то, чем мы сегодня живём, и об этом мой король Лир.
За свою актёрскую жизнь Виталий Стариков сыграл более 120 ролей. Все очень разноплановые, разнохарактерные. В их череде король Лир займёт особое место, поскольку сама роль нашла отклик в душе и сердце актёра:
«Это человек, проделавший путь, который проходит каждый: вначале королём правит гордыня, но постепенно он раскрывается, познаёт жизнь и начинает видеть, где ложь, а где истина. И через борьбу с самим собой карабкается, бьётся, страдает, но приходит к человечности. В моём персонаже мне близки и понятны простые человеческие чувства, которые мы все проживаем. Например, обида. Говорят, если ты обиделся, значит, ты не прав – ищи грех в себе. Есть и другие человеческие моменты, когда мы выясняем, что оно не так, как ты думал, и тогда задаёшься вопросом: неужели я этого не видел? Все эти моменты есть в моей роли. И они есть во мне. Вот тут соприкосновение и происходит. Роль не схематична – это вполне живой, нормальный человек. Такой же, как и мы. Я считаю, что в любой форме, какой бы экстравагантной она ни была, всё равно речь должна идти о человеке, о душе. И я пытаюсь играть все роли о душе».
Неистовая страсть
Прочувствовал своего персонажа и актёр Руслан Желудков. Именно ему выпало за четыре репетиции войти в роль. Что он с блеском и сделал, поразив не только режиссёра и коллег по цеху, но и зрителя. Погружался в пьесу Руслан в перерывах между репетициями ещё одной премьеры театра – «Капитанской дочки»: ходил по театральному фойе, повторял текст, отрабатывал мизансцены.
«Когда играешь злодея, самое главное – попытаться понять своего героя и донести это понимание до зрителя, – считает Руслан Желудков. – Мой персонаж не отпетый негодяй, на то были свои причины. Эдмунд красив, умён, всё может, но есть одна «приставочка» – «побочный сын». И эта несправедливость разжигает внутри него огонь. Он решается бросить вызов всему и всем и преступает все божеские законы: предаёт отца, брата, а потом всё это разворачивается благодаря шекспировской драматургии в неистовую страсть. Я не оправдываю своего героя, но понимаю, именно поэтому главной задачей считаю донести до зрителя, что не нужно ставить на Эдмунда однозначное клеймо. Мне всё время хочется сыграть человеческую историю, понятную и зрителю, и мне. Я думаю, это удалось».
Ещё одна блестящая работа в премьере – роль Эдгара, законного сына графа Глостера, сводного брата Эдмунда. Она досталась Роману Рощину. Его герой в спектакле тоже переживает несколько трансформаций.
«Роль сложная, про такие говорят: не потратишься – не сыграешь, – поясняет Роман. – Самое трудное – середина спектакля, где мой герой притворяется помешанным. Там нужно менять и интонацию, и пластику. Но для меня это редкая актёрская удача, когда можно попробовать себя в таком образе. Мне кажется, если бы я сам был менее эксцентричным человеком, я бы не смог её сделать. Роль Эдгара стала одной из моих любимых, поскольку в ней всё на грани».
В спектакле «Король Лир» много персонажей и множество удачных ролей – как женских, так и мужских. Зрители Белгородского драмтеатра могут убедиться в этом в течение всего сезона.
Арина Беседина