«Мозг работает на других оборотах». Чернянцы стали вторыми на «Шёлковом пути»
Журнал «Спортивная смена» рассказывает, как гонщики из Белгородской области выступили на крупнейшем в мире ралли-рейде
-
Статья
-
Статья
Словно игрушечный стоит в чистом и светлом гараже чёрно-красный гоночный вездеход. Сложно представить, что совсем недавно эта юркая машинка колесила по руслам горных рек Монголии, взбиралась на 300-метровые песчаные дюны пустыни Гоби, огибала ямы в человеческий рост и преодолела больше 5 тыс. км на пути к финишу.
Её боевой экипаж – пилот Дмитрий Черкесов и штурман Владимир Простаков – уверенно вели свой вездеход к победе. Но гонка – это всегда немного лотерея. Одна малейшая ошибка, и ты уже решаешь задачу: как с двумя запасками заменить три лопнувших колеса. Экипаж с этой задачей справился, но потерял драгоценные минуты и пришёл к финишу вторым в абсолютном зачёте среди почти 100 команд из 13 стран мира.
«Было круто!» – смеётся Простаков.
«Но результатом мы недовольны», – замечает Черкесов.
На позитиве
Ребята из Чернянки участвуют в ралли-рейдах с 2011 года. До этого катали трофи по болотам, но в таких соревнованиях всегда не доставало скорости. Теперь экстрима хватает с головой. Прошедший в этом году «Шёлковый путь», стартовавший в Томске и финишировавший в Улан-Баторе, оправдал все ожидания. Здесь было всё: и броды через холодные горные реки, и 100-километровые «песочницы», и каменистые взгорья, и перепады высот до 3 тыс. м.
«Всего было 11 этапов, – рассказывает Владимир Простаков и как из пулемёта выстреливает названия экзотических монгольских городов и сёл, между которыми пролегала трасса: Кош-Агач, Ховд, Баянхонгор, Мандалгоби».
«Он же штурман, – улыбается пилот Дмитрий Черкесов. – Всё помнит. Я рулю, а он говорит куда».
Гонка получилась тяжёлой. Пятичасовая разница во времени, ранний старт, недостаток сна, сложная трасса, накопившаяся усталость – всё это сильно влияло на физическое состояние. Выезжали на позитиве и дружеской поддержке.
На острых камнях
«Стартовали мы последними, – говорит Черкесов. – И в первый день у нас было больше 25 обгонов. Это всегда определённый риск. Во всех машинах установлена специальная система Sentinel. Я догоняю впереди идущий вездеход, Володя жмёт кнопку, и в другой машине раздаётся сигнал, который означает «пропусти». Если после трёх таких сигналов машина не даёт дорогу – пенализация. Это значит, что экипаж соперников штрафуют на время».
Простаков объясняет, что обгоны – это тучи пыли:
«Выскакиваешь где‑то по краю, по зелёнке, смотришь, куда дует ветер, чтобы не столкнуться в этой пылью. Бывает, Дима рискует сильно. Но как без этого?»
После жёсткой борьбы первого дня экипаж чернянцев вышел в лидеры. Но потом случилось непредвиденное: на острых камнях лопнули сразу три колеса.
«Возим мы с собой обычно две запаски, – говорит штурман. – И процесс замены у нас отработан до автоматизма. Меняем одно колесо за три минуты. Но тут порвали сразу три. Пока клеили, что‑то придумывали, потеряли больше полутора часов. И сразу откатились назад. Потом гнали так, чтобы это время наверстать и вырвались на второе место».
Свою ошибку ребята уже проанализировали. Говорят, так случилось из‑за неправильной накачки шин. Ехали на давлении 1,6 атмосферы, а надо было выше двойки. Тогда бы все острые камни просто разлетались в стороны. Но выводы сделали, и новый опыт получили.
Разобрать и собрать
Другие этапы тоже не обошлись без приключений. В какой‑то момент на одном из спецучастков в машине порвался ремень. Но и с этим ребята оперативно справились.
«Мы буквально нитками от этого ремня его и закрутили, – с азартом рассказывает штурман. – Так на нитках 200 км и доехали».
Технические неисправности с вездеходом случаются. Даже несмотря на то что после каждого дня гонок команда механиков полностью разбирает и собирает машину заново, чтобы подготовить её к следующему этапу.
Безопасность – прежде всего. За этим пристально следят и сами организаторы «Шёлкового пути». Кнопки SOS в машинах, дежурный вертолёт с медиками и тщательная проверка автомобиля и экипажа перед стартом.
«Порой доходит до абсурда, – замечает Простаков. – У нас огнеупорные комбинезоны и несгораемое бельё, вся экипировка сертифицирована. Однажды после стирки от носка шильдик оторвался. Из‑за этого не хотели допускать до гонки. Если у Димы даже крошечную дырочку на перчатках найдут, всё – недопуск».
А перчаток, по словам гонщиков, обычно хватает всего на пару чемпионатов России, потом их можно выкидывать.
Одна команда
О своей задаче пилота Дмитрий говорит обыденно и скромно: «Еду на слух». За 20 минут до старта штурман получает дорожную книгу с маршрутом, внимательно его изучает, а дальше вездеход выходит на грунт.
«Важно обращать внимание на опасности, которые отмечены одним или тремя восклицательными знаками, – показывает Простаков один из своих роудбуков. – Это может быть яма в человеческий рост, бугор, овраг. Сама гонка – это, по сути, очень много ориентирования и скорость».
От старта до финиша приходится ехать в режиме полной концентрации.
«Отвлёкся на свои мысли, всё – вылетел с трассы, перевернулся, – рассуждает пилот. – Едешь так часами, ни в туалет сходить, ни воды попить. Тебе ни до чего. Приезжаешь весь мокрый, выжатый, вываливаешься из машины. А в Монголии ещё перепад высот. Едешь, замечаешь, что машина не гудит, сглотнул – о, загудела. Приходишь на финиш, а там 3 тыс. м, из носа кровь течёт. Но испытываешь радость от того, что прошёл сложный путь, завершил день».
В один голос ребята говорят, что без команды никакого результата не будет. У каждого в экипаже своя функция. Не менее важны и механики, без которых машина будет просто не готова к старту.
«Две недели мы бок о бок друг с другом, – говорит Черкесов. – Можно и устать. Но у нас нет такого. Если кто‑то ошибся, например я не туда поехал, или Володя не то сказал, мы не акцентируем на этом внимание. Забыли и поехали дальше».
Пески и адреналин
Как замечают ребята, гонка в Монголии была, пожалуй, одной из самых красивых в их раллийной практике: заснеженные вершины на горизонте, бесконечные пески, реки и степи. Хотя любоваться пейзажами на скорости 140 км/ч получалось с трудом.
«Было много таких плато с длинными позициями, – отмечает Простаков. – 18 км вдаль до горизонта, настолько ровная степь. Тогда успевали насладиться красотой немного. Но Дима мне не давал особо смотреть, рулил активно. Самое страшное было, когда по пустыне Гоби мы 100 км преодолевали. Там только пески, огромные дюны. И ты по склонам, боком, вверх, через гребни, вниз. Мы раньше думали, что в Астрахани ездили по «песочницам». А оказывается, мы и не знали, что это такое до сих пор».
На последних этапах белгородцы соревновались с лидером гонки Романом Русиновым.
«По сути, остались только две наших машины: или я приезжаю, или он, – говорит пилот. – Но два последних спецучастка это были как назло прямики по 320–350 км. Отыграть на таких трассах можно всего пару минут. В итоге Русинов стал лучшим в своей категории, мы пришли вторыми».
На финише Дмитрий Черкесов не скрывал своего разочарования. По его словам, быть вторым неплохо, но помнят, как правило, только первых. А значит, будет за что побороться на следующем «Шёлковом пути».
Ребята предполагают, что в 2025 году гонка будет проходить в Китае или на Дальнем Востоке. Официальную информацию ждут к Новому году. В любом случае команду ждёт ещё один новый и интересный маршрут. А пока экипаж из Чернянки борется за лидерство на чемпионате России. По итогам двух этапов в общем зачёте их команда также занимает второе место. Впереди ещё четыре этапа и звание мастеров спорта по ралли-рейду, которое ребята не успевают оформить уже второй год.
«Самое привлекательное для меня в таких гонках – это адреналин, – подводит итог Дмитрий Черкесов. – Когда ты стоишь на старте и рвёшься в бой. Потом 10–15 секунд – и ты полностью включаешься в гонку, мозг начинает работать совсем на других оборотах. А на финише – огромная радость. Когда проехал какую‑то сложную трассу, когда у тебя были проблемы, но ты справился, добрался, ты здесь. Это круто! Это ощущение стоит всех усилий».
Анастасия Состина