Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 августа 2024,  18:43

Боярские палаты, мыши и колокольня. Как белгородцы путешествовали по Москве-реке и Волге

Корреспондент «Белгородской правды» отправился в круиз на теплоходе

Боярские палаты, мыши и колокольня. Как белгородцы путешествовали по Москве-реке и ВолгеФото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

Лет 12 назад стала популярной Грузия, позже началось паломничество в Дагестан. А некоторые белгородцы вспомнили о старых добрых круизах на теплоходах, воспетых в массе кинофильмов, в том числе в «Бриллиантовой руке». Впрочем, герои Юрия Никулина и Андрея Миронова шли на теплоходе по морю, долгие часы не видя ничего, кроме бескрайних водных просторов. Другое дело – круиз по реке, со сменяющими друг друга пейзажами. Итак, решено: отправляемся в речной круиз.

Непременный атрибут

Отправиться в круиз несложно – путёвки продаются в Интернете, так же как и любые другие. Выбор огромен: по длительности, маршрутам и стоимости путешествия. Остаётся найти подходящий вариант, связаться с менеджером тура для уточнения интересующих деталей, произвести оплату и получить заветный договор.

По разным рекам и каналам теплоходы ходят от Архангельска до Астрахани, от Санкт-Петербурга до Перми и дальше. Но, к сожалению, не через Белгород. Увы, наш регион не судоходный. Ближайшая точка отправления для нас – Москва, что многих и отпугивает. К стоимости путёвки (в нашем случае – 45 тыс. рублей на человека) прибавляем цену поездки в столицу и лишние хлопоты.

 

 

Водное путешествие по малым городам России – Углич, Мышкин, Тутаев, Рыбинск, Калязин – занимает пять дней. Кто‑нибудь спросит: 9 тысяч в сутки – не дорого ли? Ответим: скорее нет, чем да. Во‑первых, потому что круизный теплоход, по сути, гостиница, но очень своеобразная. Туристы живут в комфортных каютах с кондиционером и прочими удобствами, однако при этом ещё и плывут, наслаждаясь видами и посещая интересные места. Проводя время на палубах, знают, что их личное пространство для уединённого отдыха всегда рядом.

Во‑вторых, речной круиз не ограничивается скучной прогулкой на теплоходе. Его непременный атрибут – заходы на экскурсии в города по пути, посещение музеев, осмотр архитектурных и исторических достопримечательностей. Всё это в сопровождении экскурсовода, оплата услуг которого входит в стоимость тура, как и билеты в музеи.

Наконец, на теплоходе не дадут соскучиться. Как правило, вместе с пассажирами едет арт-бригада. Среди вариантов досуга: песни под аккордеон, шахматно-шашечный турнир, ежевечерний концерт саксофониста, дискотека на палубе. В пути «голос теплохода» рассказывает по корабельной радиотрансляционной сети о достопримечательностях, мимо которых идёт судно, сообщает о развлекательных мероприятиях, приглашает в салон-ресторан на завтраки, обеды и ужины (стоимость также включена). Ну и как же без аниматора для подростков и самых маленьких.

 

Первым делом – безопасность

Москва, Северный речной вокзал, на часах 8:00. Отплытие в 10, но нужно явиться пораньше, как в аэропорту. Очередь туристов с багажом проходит через рамки металлоискателей, расходится по своим теплоходам.

Наш – двухпалубный «Григорий Пирогов», ветеран речного судоходства. Построен он был в Венгрии в 1961 году по заказу Минречфлота РСФСР и уже в XXI веке капитально модернизирован. А Григорий Степанович Пирогов (1885–1931) – это известный русский оперный певец.

Зарегистрировавшись, как в гостинице, и расселившись по каютам, все собираются в концертном зале на презентацию круиза. По очереди представляются члены арт-бригады. За ними выступает главный человек на судне – капитан Фаниль Бекбулатов.

 

Боярские палаты, мыши и колокольня. Как белгородцы путешествовали по Москве-реке и Волге - Изображение Фото: Олег Гончаренко

«Все вы наши гости, но увидите в разных местах множество табличек «Проход воспрещён», – рассказывает Фаниль Фаилович о технике безопасности и правилах поведения на корабле. – Теплоход – это технически сложное устройство со множеством механизмов, работающих под напряжением. Приближение к ним постороннего человека действительно опасно».

Капитан повествует о многом: об осторожности на металлических палубах утром и вечером, когда выпадает роса, об аккуратности передвижения по крутым трапам с палубы на палубу, о выключении электроприборов и зарядных устройств из розеток в своё отсутствие. Даже о том, где и как могут удовлетворить свою страсть курильщики. Для них на палубе есть уголок с пепельницами. Бросать окурки за борт строго запрещено, и не только из‑за экологии – ветер может задуть их в открытое окно на нижней палубе.

 

Капитан Фаниль Бекбулатов проводит инструктаж Капитан Фаниль Бекбулатов проводит инструктаж / Фото: Олег Гончаренко

Город пяти морей

По Москве-реке пройдя мимо новостроек на окраине столицы, «Григорий Пирогов» выходит в канал имени Москвы, прежде называвшийся Москва – Волга. Это уникальное гидротехническое сооружение с 1932 по 1937 год строили сотни тысяч заключённых и вольнонаёмных специалистов. К 1930-м столице стало катастрофически не хватать воды, Москва-река обмелела. С помощью канала её оживиливодой из Волги.

Между прочим, в этом участвовал знаменитый белгородец Владимир Шухов. Он возглавлял тогда организацию «Союзстальмост» в системе Народного комиссариата тяжёлой промышленности. При ней был специально образован Сектор проектирования металлических конструкций гидроканала Москва – Волга. Шуховский коллектив имел опыт проектирования и строительства гидротехнических сооружений. И работа над каналом прошла чрезвычайно удачно.

 

Боярские палаты, мыши и колокольня. Как белгородцы путешествовали по Москве-реке и Волге - Изображение Фото: Олег Гончаренко

 

Сегодня 128-километровый канал и пять устроенных на нём водохранилищ обеспечивают около 60 % водоснабжения столицы. Кроме этого, решили и другие крупные задачи народного хозяйства: обеспечили воднотранспортной связью с Волгой и территориями на пути к ней, улучшили санитарное состояние московских рек в пределах города. Девять ГЭС на канале вырабатывают электроэнергию. И конечно, на его берегах создали множество зон отдыха.

«А ещё благодаря каналу Москва стала городом пяти морей, – вещает «голос теплохода» методист Наталья Сандалова. – Он связывает столицу с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Чёрным морями».

Разные участки канала расположены на разной высоте. Проход между ними обеспечивают шлюзы – титанические сооружения, в которых гигантские массы воды поднимают и опускают теплоходы с уровня на уровень. Для туристов наблюдение за этим процессом – особенное удовольствие.

 

Проход через шлюз Проход через шлюз / Фото: Олег Гончаренко

В шаговой доступности

Дубна – город атомщиков. На его территории канал впадает в Волгу. Остановки здесь нет. Теплоход идёт всю ночь и к утру, после завтрака, подходит к пристани 30-тысячного города Углича Ярославской области.

Углич – город, входящий в Золотое кольцо. Основанный в 937 году, он один из древнейших в России. Его туристические достопримечательности отремонтированы, содержатся в порядке. Большинство из них находится у Волги, в историческом центре и шаговой доступности. Например, кремль с боярскими палатами и храмами – свидетель массы исторических событий. Самое известное из них – загадочная смерть царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного от последней его сожительницы Марии Фёдоровны Нагой. Именно после этого в России началось Смутное время.

В 1606 году царевича канонизировали, память его отмечается 28 мая, 16 июня и 1 ноября. На месте смерти мальчика в кремле стоит церковь Царевича Димитрия на Крови. А к его памятнику неподалёку туристы несут мягкие игрушки.
Трёхчасовой остановки хватит, чтобы посетить ещё что‑нибудь: Алексеевский или Воскресенский монастыри, музеи – истории гидроэнергетики в России (на базе Угличской ГЭС), истории велосипедов, даже истории русской водки и мифов и суеверий русского народа.

 

От дарителей из многих стран

В тот же день перемещаемся в соседний Мышкин. Он, пожалуй, образцово-показательный в России по развитию туризма. На 5,5 тыс. жителей (они называют себя мышкарями) здесь свыше 30 музеев и достопримечательностей. И буквально культ мыши, апогей которого – в музее мыши, куда экскурсовод Илья ведёт нас первым делом.

Здесь – гигантская коллекция «мышиных» экспонатов от дарителей из многих стран мира. Внёс свой вклад, к примеру, Булат Окуджава. Стоят в витрине куклы-мыши из известных советских мультфильмов 1960–1980-х годов. Собрано буквально всё, что относится к мыши: скажем, обыграна тема Ф.М. Достоевского с его князем Мышкиным и немецкий танк Maus (нем. – «мышь»), крупнейший по массе во время ВОВ. А 14 июля в городе проходит ежегодный Международный фестиваль мыши.

 

 

В паре шагов – музей местного уроженца Петра Смирнова, великого русского производителя знаменитых алко- и безалкогольных напитков, поставщика дворов императорских величеств, гениального предпринимателя и крупного благотворителя. Высшее из всех возможных качество очистки даже дешёвой продукции, поиск и использование лучших в России ягод, трав и фруктов стали залогом его оглушительного успеха.

Экскурсовод ведёт ещё по двум локациям – в собор Успения Божией Матери, построенный в 1820 году по проекту итальянца Иоганнеса Манфрини. И в музей валенок – Мышкин в своё время был крупным центром их производства. Когда к середине Великой Отечественной войны в стране стало не хватать шерсти, работницы – девушки 15–16 лет – разбирали поступающие с фронта крупные партии валенок, требующих ремонта: снятых с убитых красноармейцев, окровавленных, прожжённых. Обувь проходила дезинфекцию, мойку, сушку, её зашивали, пришивали новую подошву и возвращали на фронт.

 

На крутых берегах

Можно долго рассказывать о достопримечательностях всех городов, которые удалось увидеть во время круиза. О красоте Тутаева (бывший Романов-Борисоглебск) с его старыми особняками, великолепием древних соборов и фресок знаменитого Гурия Никитина (1620 – 1691). Жизнь в Тутаеве своеобразна. Он стоит на двух крутых берегах Волги, мост между которыми отсутствует. Между берегами курсирует паром и моторные лодки, переправа стоит 50 рублей. Зимой люди пересекают реку по льду. Ну а машины весь год вынуждены делать большой крюк до ближайшего моста.

После Тутаева – Рыбинск, крупный ярославский райцентр. Туристический фасад этого города не уступает Европе. И конечно, есть что посетить – музеи, храмы.

Завершает поездку Калязин, с его знаменитой одинокой колокольней посреди воды. История этого города – история людской трагедии. В 1939–1940 годах часть территории старого города, включая основные памятники истории и архитектуры, была затоплена ради строительства ГЭС. Людей переселили, все постройки были разобраны, в том числе древний Николаевский собор. Колокольню оставили в качестве маяка. Сегодня она – главный символ города и привлекает множество туристов. К ней плавают на катерах, на островке совершают молебны. И на её вершине воссозданы часы со звонким боем.
 

 

Есть у круизов свои недостатки: скажем, ограниченность экскурсий и недостаток свободного времени в период остановок. Кого‑то утомляет однообразие пейзажей за окном. Однако всё это – вопрос индивидуальных интересов, дело вкуса. Любителям таких путешествий по рекам России (наш однозначный вывод: их нельзя не полюбить) все недостатки кажутся весьма незначительными. 

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×