Рейс не отменится даже с единственным пассажиром. Автовокзал Белгорода отмечает 40-летие
Новое здание в северной части города по адресу Богдана Хмельницкого, 160 распахнуло свои двери 25 июля 1984 года
-
Статья
-
Белгородской области – 70 лет
-
Статья
-
Белгородской области – 70 лет
Оно было рассчитано на приём 12 тысяч пассажиров в сутки. За последние годы облик автовокзала существенно изменился. Он стал более современным, безопасным и комфортным для пассажиров. Неизменным остаётся одно: как и прежде, автовокзал – это ворота города и его визитная карточка.
Связали города и районы
Конечно, история междугородних перевозок и становления белгородского автовокзала началась гораздо раньше середины 80-х. В 1936 году Белгородское отделение Автогужтреста пополнилось 14-местным автобусом ГАЗ. Свой первый междугородный рейс он совершил по маршруту Белгород – Короча – Колодезное – Белгород. Вскоре поездки стали ежедневными: транспорт отправлялся в 8:00 от Автогужтреста.
Весной 1941 года автобусов было уже пять. Они стали ездить и в Харьков. Строительство автотрассы Москва – Харьков – Симферополь должно было завершиться в 1942 году, но планы нарушила война. Движение общественного транспорта по этому маршруту началось в 1950-м.
Везли пассажиров комфортабельные ЗИС-155 и легковые такси ЗИС-110. Время в пути составляло 38 часов. Первую в городе автобусную станцию построили как раз для обслуживания пассажиров этого маршрута. И располагалась она в районе нынешней остановки «Стадион».
Когда образовалась Белгородская область, с автостанции уже ходило до 40 автобусов в день. В 1955-м пассажиров значительно прибавилось. Поэтому было решено открыть вторую автостанцию на улице Воровского (ныне – князя Трубецкого). Представляла она собой небольшой павильон с окошком кассы. Автобусы оттуда шли на Корочу и Новый Оскол.
Областной центр развивался. В 1963 году построили комфортабельный автовокзал. Там были комната матери и ребёнка, камера хранения и даже ресторан. Это здание сохранилось до нашего времени. Находится оно рядом с остановкой «Сокол», и сейчас там располагается Белгородский центр занятости населения.
Уже в 70-х удалось связать все районы области автобусами с Белгородом. Город продолжал расти. Прошло время, и здание автовокзала перестало вмещать всех пассажиров. Было принято решение о строительстве нового – именно того, с которого и сегодня автобусы отправляются в разные точки области и различные города России.
До Краснодара и Луганска
Сегодня в ежедневном расписании от 130 до 150 рейсов. График относительно стабильный. За последние годы добавились южные рейсы на Ростов и Краснодар. Особо популярны они летом. По воскресеньям также отправляется автобус в Ставрополь. Часто белгородцы едут в Россошь, Воронеж, Курск, Москву, Саратов, Елец. Восстановлено автобусное сообщение с Луганском и со Стахановым. Самыми популярными направлениями по области остаются Валуйки, Алексеевка и Шебекино.
Расписание составляет министерство автомобильных дорог и транспорта Белгородской области. Договоры заключаются с различными перевозчиками не только нашего региона, но и других городов России. Автобусы по маршрутам ходят разные. Но в основном это комфортабельные иномарки с кондиционером. Вместимость – от 16 до 67 человек.
Если пять лет назад через автовокзал за день могли пройти от 3 до 5 тысяч пассажиров, то сейчас пассажиропоток ощутимо снизился. Началось всё из‑за коронавируса, пассажиропоток продолжил снижаться с началом СВО, тем более что закрылось автобусное сообщение с Украиной. Сегодня он составляет всего около 2 тысяч человек в день.
Предъявите билет
Начальник отдела перевозок Лариса Литвинова работает на автовокзале уже 24 года. Начинала с должности кассира.
«Вначале мы работали за кассовыми аппаратами, ведомости вели вручную. Сейчас всё автоматизировано. Вокзал за последние годы сильно изменился», – говорит она.
Капитальный ремонт здания прошёл в 2018 году. Обновились внутренние помещения и фасад, кассы, система экстренного оповещения людей. Устроены комфортабельная комната матери и ребёнка, а также комната отдыха водителей. Белгородцы могут воспользоваться просторным залом ожидания, перекусить в кафе с доступными ценами. Для людей с ограниченными возможностями здоровья оборудовали специальные туалеты и установили пандусы. По просьбе пассажиров часть лавочек перенесли со 2-го на 1-й этаж. Вместо старого бумажного расписания появились современные мониторы с обновляющейся информацией.
На автовокзале сейчас 11 основных и 2 резервные платформы. Есть место для предрейсового обслуживания и ремонта транспорта.
В последние годы всё больше совершенствуется система безопасности. Теперь на входе все вещи пассажиров просматриваются с помощью интроскопа. А чтобы попасть на перрон к автобусам, нужно предъявить билет. Он сканируется. Человек проходит и занимает своё место. Всё автоматически отображается в посадочной ведомости. А раньше по автобусам ходил перронный контролёр.
«Люди часто спрашивают: «А если я буду единственным пассажиром, рейс не отменится?» Нет. Автобус поедет по расписанию, даже если он будет пустой. Правда, сейчас у нас случаются частые опоздания из‑за ракетной опасности. Но на это мы никак не можем повлиять», – рассказывает Литвинова.
Автовокзал оборудован современной системой видеонаблюдения. В некоторых местах видео записывается даже со звуком. Автоматическими стали и камеры хранения. Открываются они с помощью жетончиков, которые приобретают у кассира.
Покупка билетов онлайн доступна не только на официальном сайте автовокзала, но и в различных популярных интернет-агрегаторах билетов. После ремонта и установки терминалов самообслуживания количество касс снизилось. Но работа кассиров до сих пор остаётся востребованной. У окошка всегда собираются пассажиры. Причём не только пожилые, но и молодёжь.
С годами коллектив автовокзала становится меньше. Но есть здесь и старожилы, которые трудятся практически с самого открытия.
«Я работаю непосредственно с пассажирами и их жалобами. А они бывают самые разные. Порой доходит до смешного! Иногда разбираюсь с каким‑то обращением и чувствую себя следователем. Стараемся, чтобы минимальное количество рейсов срывали перевозчики. Но не всегда получается – порой «железо» подводит. А вообще работа у меня разнообразная. И я её люблю. Думаете, проработала бы здесь 24 года, если бы не любила?» – говорит Лариса Литвинова.
Анна Черкашина