Инфантильная амнезия. Отчего мы не помним себя в раннем детстве
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
С какого возраста вы себя помните и какое воспоминание считаете первым? Этот вопрос многих людей ставит в тупик.
Но, подумав, они смутно припоминают себя трёхлетним на море, свою любимую куклу или вожделенный и заказанный у Деда Мороза на Новый год паровозик. У некоторых первые воспоминания связаны с болезненными моментами: например, с падением и разбитой коленкой или укусом пчелы. А до этого — как будто чистая доска. Хотя мама удивляется: «Ну как же ты не помнишь нашу старую квартиру и свою любимую подружку Олю из песочницы, которой помогал строить куличики?!»
Оказывается, у этого детского беспамятства есть своё название — инфантильная амнезия.
У учёных есть три предположения, почему так происходит. Первое: по мере взросления человек утрачивает большинство нейронных связей, образовавшихся в мозге в первые два-три года жизни. Их просто заменяют другие, более поздние. Второе предположение ещё интереснее: так как ранние годы — это один из самых трудных периодов жизни человека (а много веков назад шансы на выживание младенца были невелики и практически целиком зависели от внешних условий и заботы взрослых), то инфантильная амнезия является своеобразной защитной реакцией психики от травмирующего опыта младенчества, который выработался у человека в процессе эволюции.
И третье объяснение, которого придерживаются большинство нейрофизиологов: незрелость в раннем возрасте гиппокампа и префронтальной коры — отделов мозга, отвечающих за автобиографическую память. Гиппокамп только учится все запоминать. Он начинает выполнять все необходимые процессы создания памяти, но не может делать это так же хорошо, как во взрослом возрасте. Первые воспоминания могут проявиться в 2–2,5 года, ребёнок в этом возрасте может вспомнить, к примеру, как ездил в гости к бабушке. Но подобные воспоминания довольно легко стираются и не сохраняются в старшем возрасте.
Интересно, что амнезия детства стирает только то, что мы можем сознательно вспоминать и обсуждать. Это эпизодическая память о разных людях, событиях, временах и местах, общие вещи, которые ребёнок узнает о мире. Но инфантильная амнезия не стирает то, что укоренилось и не доступно сознанию. Например, как подносить ложку ко рту, что вкусно, а что нет, как ходить или ездить на велосипеде.
Феномен инфантильной амнезии исследовали многие известные психологи и нейрофизиологи. Первой на отсутствие у взрослых людей младенческих воспоминаний ещё в конце XIX века обратила внимание американская исследовательница Кэролайн Майлз. Впоследствии этой темой занимались пионер американской психологии Грэнвилл Холл, а Зигмунд Фрейд был тем, кто непосредственно ввёл термин «инфантильная амнезия» в своей работе «Три очерка по теории сексуальности».
Тамара Акиньшина